Фондовый рынок – основной инструмент привлечения и перераспределения денежных средств финансового рынка
Историческое развитие рынка ценных бумаг
Фондовый рынок представляет собой сферу экономических отношений, связанных с куплей-продажей ценных бумаг. Наполнение рынка ценными бумагами из-за отставания процесса приватизации осуществлялось медленными темпами. Фондовый рынок России занимает скромное место в механизме рыночной экономики, имеет слабо развитую структуру и выполняет ограниченные функции. Современное состояние рынка ценных бумаг в России во многом зависит от состояния экономики страны и способностей руководства в финансовом оздоровлении деятельности акционерных обществ.
В России снова формируется цивилизованный рынок ценных бумаг. Его становление происходит уже во второй раз: впервые он начал создаваться по указам Петра 1 и развивался в течение 200 лет, постоянно наращивая оборот капитала. Наиболее яркий этап его развития связан с реформами Столыпина и Витте в конце XIX — начале XX вв.
К началу Первой мировой войны Россия занимала пятое место в мире по объему биржевого оборота. К концу 1912 г. в различных государствах мира находились в обращении ценные бумаги на общую сумму 850 млрд. французских франков (F). Первое место занимала Англия с оборотом 150 млрд. F. На долю США приходилось 140 млрд. F, Франции — 115, Германии — 110, России — 35, Австро-Венгрии — 26, Италии — 18, Японии — 16 млрд. F.*
За период с 1 января 1893г. общая сумма эмитированных, гарантированных государством обязательств оценивалась в 2 272 млрд руб.; к 1 января 1912 г. она достигла 5 782 млрд. руб., обороты ценных бумаг увеличились на 154%. Эти данные не учитывают акции и облигации, выпущенные банками и торгово-промышленными предприятиями, которые не имели правительственной гарантии. Российские коммерческие банки активно использовали бессрочное кредитование акционерных обществ под обеспечение ценными бумагами. Для этого банки открывали онкольные счета, которыми могли пользоваться предприятия в зависимости от суммы капитализации заложенных в банке ценных бумаг. За неполные 15 лет, с 1901 по 1913 гг., сумма остатков на онкольных счетах увеличилась в 4 раза.
Доля негарантированных ценных бумаг неуклонно увеличивалась, вытесняя гарантированные. Если в 1912 г. под залог гарантированных бумаг было выдано 108 млн руб , а негарантированных — 355 млн руб., то в 1914 г. под гарантированные было выдано 93 млн руб., а под негарантированные — 547 млн. руб.
Увеличение оборотов в операциях с ценными бумагами происходило, в первую очередь, за счет покупки ценных бумаг населением. Биржи существовали во многих городах России. Крупные промышленные предприятия распространяли свои акции среди населения городов, в которых они находились, и копировали эти акции на крупных рынках. К примеру, даже малоимущие были вовлечены в игру с акциями мальцевских заводов Брянского уезда.
Основой рынка ценных бумаг в России были государственные долговые обязательства. Роль индикатора, определявшего общее направление ценообразования на рынке, играла 4-процентная государственная рента. Ею определялась минимальная величина заемного процента. В силу недоступности для широкой публики минимальный уровень заемного процента в России был несколько выше, чем фактическая доходность 4-процентной государственной ренты, приближаясь к доходности 4,5% по закладным листам земельных банков. Средняя норма капитализации в России составляла 6-6,5 % годовых. Существовавшая в то время система золотого обеспечения рубля исключала дефицитный вариант финансирования бюджета, и Россия не знала в тот период, что такое инфляция.
Обращавшиеся на российском рынке акции и облигации делились на именные бумаги и бумаги на предъявителя. Первые появились на российском рынке гораздо раньше. Предъявительскими были купоны, дававшие право на получение дивидендов. Со временем биржевой оборот рос и вместе с ним рос спрос на предъявительские бумаги. Правительство и промышленные компании были заинтересованы в выпуске именных бумаг, которые находились в «твердых» руках. Финансовые и банковские круги на фондовом рынке были заинтересованы в росте оборотов.
Государственные бумаги выпускались правительством в обеих формах. Первый заем 1820 г. был выпущен в именных билетах, лишенных даже купонов. С 1906 г. владелец предъявительских облигаций государственных займов мог заменить их на именные облигации или так называемые удостоверения именной записи. Они давали наивысшую гарантию прочности владения ценной бумагой; проценты по именной бумаге выплачивались предъявителю купона.
Акции по российскому законодательству были именными бумагами. Однако, в уставах отдельных акционерных компаний делались исключения в пользу бумаг на предъявителя, которые в начале XX в. стали самыми распространенными. Поскольку устав каждого акционерного общества в России был законодательным актом, то его положения имели приоритет перед положениями общего законодательства.
В России преобладали предъявительские бумаги при наличии свободного выбора между ценными бумагами.
Учитывая важность таких инструментов рыночного хозяйства, как ценные бумаги, государство должно путем применения новых законодательных актов установить единые правила для финансового рынка, который требует создания объемной нормативной базы, адекватной экономическим условиям.
Оборот ценных бумаг имел место и в социалистической экономике, но, в силу тех специфических черт, которые присущи государственной экономике, он был чрезвычайно обеднен. Существовавшая система ценных бумаг должна была отвечать лишь потребностям государства. Именно в силу этого в данной области было возможно широкое использование принудительных мер, совершенно немыслимых в условиях рыночной экономики. По этой же причине ценные бумаги разрешали минимальный набор задач и были представлены, в основном, государственными ценными бумагами — облигациями, предъявительскими сберкнижками и аккредитивами гострудсберкасс, выигрышными лотерейными билетами, а в расчетах между юридическими лицами мог использоваться расчетный чек.
С рыночными преобразованиями ситуация качественно изменилась: появились новые виды ценных бумаг, возрос их оборот и стал формироваться и развиваться рынок ценных бумаг. Результатом ваучерной приватизации государственных предприятий явилось возникновение множества акционерных обществ. Преобразование формы собственности привело к появлению потребности в инвестиционных ценных бумагах — акциях и облигациях частных коммерческих структур. В свою очередь бюджетный кризис, задолженность государства по зарплате, другим социальным выплатам, взаимозадолженность предприятий определили появление новых видов государственных и муниципальных ценных бумаг.
Законодательная неурегулированность в вопросах инфраструктуры рынка ценных бумаг создала неблагоприятную ситуацию. По этим причинам четкое определение категорий как основных, так и производных ценных бумаг, и их правовое регулирование стали настоятельными требованиями жизни в рыночной экономике России.
Ценные бумаги, являясь предметом деятельности участников гражданских правовых отношений, нуждаются в гарантии незыблемости прав субъектов финансового рынка. Фондовый рынок является наиболее хрупким элементом экономики, быстро реагирующим на любые социальные и политические изменения в стране и за рубежом. Но и государство чрезвычайно заинтересовано в притоке финансовых средств и должно укреплять эту сферу с помощью мер законодательного характера: законов и указов Президента Российской Федерации.
Россия проводит политику рыночных преобразований. Ценные бумаги — необходимый инструмент рыночного хозяйства, с помощью которого как физические лица, так и юридические — акционерные общества и государство, решают финансовые инвестиционные и социальные вопросы. Непременным условием привлечения инвестора является твердое правовое обеспечение. Только будучи уверенным в возможности защитить свои права, он будет вкладывать свои финансовые ресурсы в ценные бумаги.
Функции, виды и современные тенденции
развития рынка ценных бумаг в России
Рынок ценных бумаг выполняет ряд функций, которые можно разделить на две группы:
1)общерыночные функции, присущие любому рынку;
2)специфические функции, которые отличают его от остальных рынков;
К общерыночным относятся:
•коммерческая функция, связанная с получением прибыли от операций на данном рынке;
•ценовая функция, при помощи которой обеспечивается процесс формирования рыночных цен, их постоянное движение и т.д.
•информационная функция, на основе которой рынок производит и доводит до своих участников информацию об объектах торговли;
•регулирующая функция, связанная с созданием правил торговли и участия в ней, порядка разрешения споров между участниками, установлением приоритетов и образованием органов управления и контроля.
К специфическим можно отнести:
•перераспределительную функцию, обеспечивающую перелив денежных средств между отраслями и сферами деятельности и финансирование дефицита бюджета;
•функцию страхования ценовых и финансовых рисков, или хеджирования, которое осуществляется на основе нового класса производных ценных бумаг: фьючерсных и опционных контрактов.
Можно выделить следующие виды рынков ценных бумаг:
-первичный и вторичный;
-организованный и неорганизованный;
-биржевой и внебиржевой;
-кассовый и срочный.
1. Первичный рынок-это приобретение ценных бумаг их первыми владельцами. Вторичный рынок - это обращение ранее выпущенных ценных бумаг, т.е совокупность всех актов купли-продажи.
2. Организованный рынок- обращение ценных бумаг на основе правил, установленных органами управления между лицензированными профессиональными посредниками. Неорганизованный рынок- обращение ценных бумаг без соблюдения единых для всех участников рынка правил.
3.Биржевой рынок основан на торговле ценными бумагами на фондовых биржах. Внебиржевой- торговля , минуя фондовую биржу.
4. Кассовый рынок ценных бумаг- рынок с немедленным исполнением сделок в течение одного -двух рабочих дней. Срочный - это рынок, на котором заключаются сделки со сроком исполнения, превышающим два рабочих дня.
Рынок ценных бумаг в России продолжает свое развитие, этап первичного рынка по результатам приватизации завершен, а вторичный рынок еще далек от совершенства. Доля эмитентов промышленных предприятий составляет порядка одной трети, доля вложений населения в ценные бумаги постепенно растет. Фондовый рынок движется не только в сторону доходности, он затрагивает психологию интересов.
Сохраняются противоречия функционирования рынка ценных бумаг, так как на фондовой бирже действуют старые финансовые инструменты, а «игра» на курсовой разнице, инфляционное обесценение и кризис платежей сдерживают развитие рынка.
Государственное регулирование деятельности на рынке ценных бумаг в России осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (в ред. федеральных законов от 26 ноября 1998 г. № 182-ФЗ, от 8 июля 1999 г. № 139-ФЗ), а также Положением о лицензировании биржевой деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденным письмом Минфина РФ от 13 апреля 1992 г. № 20 с последующими изменениями к нему в письме Минфина от 2 марта 1993 г. № 10, Положением об инвестиционных фондах согласно Указу Президента РФ от 7 октября 1992г. № 1186.
Чековые инвестиционные фонды, созданные в процессе приватизации, преобразованы в паевые инвестиционные фонды в соответствии с Указом Президента РФ «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации» от 26 июля 1995 г. № 765. Согласно ст. 143 ГК РФ к ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, чек, вексель, депозитный и сберегательный сертификат, коносамент, акция, банковская сберегательная книжка на предъявителя, приватизационные ценные бумаги, сертификаты акций, другие документы, которые законами о ценных бумагах отнесены к числу ценных бумаг.
--------------------------------------------------------------------------------
* Маренков Н.Л. Российский рынок ценных бумаг и биржевое дело: Курс лекций по специальности «Финансы и кредит» и «Бухгалтерский учет и аудит» - М., 2000, с.9.
|