Государственный кредит
В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества, государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Главным способом получения ресурсов является государственный кредит. При осуществлении госкредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации – кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора
Государственный кредит - это часть государственных финансов.
Государственный кредит - совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
В социальном плане государственный кредит может выступать как инструмент перераспределения финансовых ресурсов. Население через налоги оплачивает обслуживание государственного долга. Это может снижать потребление, замедлять формирование среднего класса. Кредиторы государства, которые имеют свободные денежные средства, получают прибыль на вложенный капитал. При размещении займов на внешних рынках кредиторами выступают и получают дивиденды нерезиденты.
В общеэкономическом плане государственный кредит является действенным инструментом структурной перестройки промышленности, конверсии производства, поддержки отечественных монополий на международных рынках.
Основой государственного кредита являются возвратность и платность. Однако государственный кредит отличают более низкие процентные ставки, обусловленные экономической и социальной значимостью кредитуемого проекта (сельское хозяйство, малый бизнес, конверсия, выход на международные рынки и др.) Как финансовая категория государственный кредит выполняет две функции: фискальную и регулирующую.
Фискальная функция государственного кредита состоит в том, что посредством кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. Положительное действие фискальной функции государственного кредита состоит в более равномерном распределении налогового бремени во времени.
Регулирующая функция государственного кредита охватывает состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капиталов, производство и занятость.
При регулировании денежного обращения с использованием государственного кредита возможны следующие варианты:
· абсолютное сокращение наличной денежной массы происходит, если деньги занимают у физических лиц, а затем их используют для кредитования конкретных инвестиционных программ юридических лиц;
· объем наличной денежной массы не изменяется, если заем у физических лиц расходуют на оплату труда в бюджетной сфере, пенсии и т.п.;
· объем наличной денежной массы возрастает, если государство занимает деньги у юридических лиц, а затем направляет эти средства на выплаты населению и работникам бюджетной сферы.
Государственный кредит оказывает положительное влияние на производство и занятость:
1)кредитуя и гарантируя поставки товаров отечественных производителей за рубеж (конкурентная борьба монополий на внешних рынках);
2) компенсируя банкам потери при разорении добросовестных заемщиков из малого бизнеса (развитие малого и среднего бизнеса);
3)страхуя риск неплатежа экспортерам отечественных высокотехнологичных товаров (тем самым, поощряя экспорт);
4)выдавая кредиты на развитие стратегических производств (обеспечение обороны и научно-технического прогресса экономики);
5)выдавая кредиты на развитие социально значимых производств (стабилизация социальной обстановки и создание благоприятного для бизнеса морального климата);
6)закупая товары отечественного производства за счет займов за рубежом (создание и сохранение рабочих мест);
7)выдавая кредиты другим государствам и зарубежным фирмам, «связанные» условием закупки товаров у отечественных производителей (резидентов), что способствует созданию и сохранению рабочих мест.
Все это порождает условия для налоговых поступлений и их источников.
Особенность государственного кредита состоит в возвратности, срочности и платности предоставляемых взаймы средств.
Взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета.
Государственный кредит может быть внутренним и внешним.. Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями, научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам - все это обусловливает развитие международного государственного кредита.
Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Капитальный государственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам, текущий - составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, срок оплаты которых наступил.
Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего. (Подробнее в теме «Государственный долг»).
Ограничение темпов увеличения государственного долга достигается за счет роста налоговых поступлений и сокращения бюджетных расходов, в первую очередь, на инвестиции, оборону и управление.
Назначение государственного кредита проявляется, в первую очередь, в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами.
Государственный кредит, используя временно свободные денежные средства населения и юридических лиц, способствует правильной организации сбережений, создает условия для достижения сбалансированности доходов и расходов населения, предприятий и организаций, служит одним из рычагов нормализации денежного обращения в стране.
Государственный кредит является источником увеличения денежных доходов у держателей ценных бумаг и вкладчиков сбербанков. Это достигается посредством выплаты процентов и выигрышей по государственным займам и вкладам в сберегательных учреждениях.
Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах: государственные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды, гарантированные займы.
Государственные займы как форма государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Облигация наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она символизирует государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты.
Государство устанавливает нарицательную стоимость (номинальную цену) облигаций. Нарицательная стоимость обозначается на облигации и выражает денежную сумму, предоставленную держателем облигации государству во временное пользование. Именно эта сумма выплачивается владельцу облигаций в момент погашения и на нее начисляются проценты. Однако, реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовой цене, отклоняющейся от нарицательной стоимости. Отклонение называется курсовой разницей и зависит от целого ряда факторов. К их числу, в частности, относятся величина номинального процента по облигации, насыщенность рынка государственными ценными бумагами, состояние хозяйственной конъюнктуры, степень доверия населения правительству.
Другим, действующим в нашей стране видом государственных бумаг являются казначейские обязательства. Основное их отличие от облигаций заключается в целях выпуска, форме выплаты дохода и свободе обращения. Средства, поступающие от продажи облигаций, направляются на пополнение бюджетного фонда, внебюджетных фондов или на специально оговоренные цели. Средства от реализации казначейских обязательств государства направляются только на пополнение бюджета. По облигациям государственных займов доход может выплачиваться в виде процентов, выигрышей или не выплачиваются вовсе (по целевым займам). Условиями выпуска казначейских обязательств предусмотрена выплата дохода только в виде процентов. Облигации могут быть свободно обращающимися и с ограниченным кругом обращения, казначейские обязательства подлежат реализации только среди населения.
Государственные внутренние займы классифицируются по нескольким признакам. По праву эмиссии они делятся на выпускаемые центральным правительством, республиканскими правительствами и местными органами власти.
По признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые только среди населения (например, государственный внутренний выигрышный заем 1982 г.), среди юридических лиц (государственный внутренний 5%-й заем 1990 г.) и универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц.
В зависимости от формы выплаты доходов займы делятся на процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроигрышные и беспроцентные (целевые). Владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем начисления процентов к номиналу ценных бумаг (без ежегодных выплат).
По выигрышным займам весь доход держатели облигаций получают в форме выигрышей в момент погашения облигаций. Доход выплачивается не по всем облигациям, а только по тем, которые попали в тираж выигрышей.
Условиями выпуска процентно-выигрышных займов предусматривается выплата части дохода по купонам, а другой части - в форме выигрышей.
Беспроигрышные выпуски займов гарантируют, что в течение срока действия займа выигрыш выпадает на каждую облигацию.
Беспроцентные (целевые) займы не предусматривают выплату доходов держателям облигаций, но гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который полностью пока не удовлетворяется.
По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (срок погашения до года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).
По методам размещения займы подразделяются на добровольные, размещаемые по подписке, принудительные. Каждому методу размещения займов соответствует свой способ реализации. Облигации добровольных займов свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями. Принудительные займы распространяются среди кредиторов в силу постановления правительства, предусматривающего строгую ответственность за уклонение от покупки облигаций. Займы, размещаемые среди населения по подписке с рассрочкой платежа, формально являются добровольными.
Наконец, государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств.
В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита - обращение части вкладов населения в государственные займы. В отличие от первой формы государственного кредита, когда физические и юридические лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных денежных средств, сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных средств. Наличие посредника между государством и населением в лице сберегательных учреждений и предоставление займа последними государству за счет заемных средств без ведома их реального владельца (населения) позволяет выделить эти отношения в качестве особой формы государственного кредита.
Позаимствование средств общегосударственного ссудного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства
Казначейские ссуды как форма государственного кредита выражают отношения финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Отношения по линии казначейских ссуд не является аналогом банковского кредитования, поскольку в отличие от хозрасчетных банковских структур органы государственной власти и управления оказывают финансовую помощь на иных условиях, по другим причинам и в иных целях.
Международный государственный кредит представляет совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов. Как и внутренние займы, они предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.
Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов. Получателями займов могут быть центральные правительства, республиканские и местные органы власти.
Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме. Как правило, они бывают среднесрочными или долгосрочными. Денежные займы выпускаются в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или валюте третьей страны. Погашение займов по соглашению сторон осуществляется товарными поставками или валютой.
|