Роль территориальных финансов в социально-экономическом развитии региона
В современном мире ускорился процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Сейчас во многих странах обязательный компонент демократического государственного строя – местное самоуправление, суть которого состоит в том, что его осуществляет само население через свободно избранные им представительные органы.
Проводимая отдельно взятыми регионами (территориями) финансовая политика оказывает огромное влияние на экономическое, социальное, культурное развитие региона. Роль территориальных финансов в процессе управления социально-экономическим развитием территорий резко возрастает.
Территориальные финансы должны способствовать росту занятости, развитию производства, привлечению инвестиций. Они должны привлекаться, в первую очередь, в те отрасли, которые являются приоритетными для региона, развитие которых окажет благотворное воздействие на экономику и положение территории в целом и повлечет также развитие других вспомогательных отраслей производства. Также территориальные финансы играют значительную роль в проводимой социальной политике. Они призваны гарантировать различным группам населения, которые не участвуют в производстве материальных благ и услуг в силу различных обстоятельств, а именно, инвалидам, пенсионерам, многодетным семьям и иным нетрудоспособным гражданам определенный минимальный доход, необходимый для их жизнедеятельности.* Территориальные финансы, являясь инструментом государственной социальной политики, также должны обеспечивать через расходную часть территориальных бюджетов финансирование:
· образования;
· здравоохранения;
· жилищно-коммунального хозяйства;
· научной деятельности;
· экологических мероприятий.
С помощью территориальных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условии отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно – территориальных единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов**.
--------------------------------------------------------------------------------
* Сенчагов В.К. «Финансы, денежное обращение и кредит»: учебник, 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004г.-337 с.
** Дробозина Л.А. и др. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. – М.:Финансы, ЮНИТИ, 2001, с.268.
|