.

    Главная arrow Бюджетная система
www.work-zilla.com
Бюджетная система РФ

Бюджетная система РФ и бюджетное устройство

Годом рождения бюджетной системы России можно признать 1327 год, когда Иван Калита, великий князь московский (ок. 1296-1340), получил от Орды не только ярлык на великое княжение Владимирское - символ верховной власти на Руси, но и, впервые, право собирать дань с русских княжеств. Князь оправдал свое историческое прозвище Калита, то есть, кошель с деньгами, поскольку по некоторым оценкам в казну Орды попадала в среднем лишь одна пятая часть собранной дани. Считается, что этот факт сыграл решающую роль в превращении Москвы в финансовый центр Северо-Восточной Руси того времени*.

В царской России составление государственных смет началось, в отличие от Западной Европы, достаточно поздно, только в XVII веке. Первая в России смета государственных доходов и расходов была составлена в 1645 г., и то исключительно в целях упорядочения финансового хозяйства.

Таким образом, неспешное - в течение столетий - упорядочение государственных финансов привело к учреждению 8 сентября 1802 г. Министерства финансов России и сети финансовых органов на местах: в губерниях - казенных палат, в уездах - казначейств, аналогов современных финансовых управлений в регионах и муниципалитетах, соответственно. На министра финансов было возложено ежегодное составление детальной росписи государственных расходов. В 1811 г. произошло утверждение более подробных правил по их составлению - это так называемый финансовый план Сперанского. Однако, составлявшаяся на основе этих правил государственная смета имела серьезные недостатки, главным из которых было то, что она представляла собой механическое соединение смет отдельных ведомств, причем неполное, поскольку отдельные доходы и расходы не вносились в нее. Не было единства кассы, существовали разные методики составления смет разных ведомств.

И лишь с начала 1863 г. в России был введен, в общих чертах сохранившийся до сих пор, набор принципов составления государственной росписи доходов и расходов, так называемые принципы построения бюджетов. Этот набор принципов был закреплен "Сметными правилами", высочайше утвержденными 22 мая 1862 года*.

Говоря о современном состоянии бюджетной системы необходимо иметь в виду двоякость ее строения. Одно, внешнее, проявляется в уровнях бюджетной системы и финансовых взаимоотношениях между ними, основанных на федеральном законодательств (вертикальные финансовые потоки). Другое, внутреннее, представляет собой многочисленные, друг с другом не координируемые, зачастую встречные финансовые потоки, выражающие межрегиональные, всероссийские и даже международные интересы органов власти субъектов федерации и муниципалитетов (горизонтальные финансовые потоки).

Бюджетный Кодекс Российской Федерации (БК РФ) дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».

Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; составления и рассмотрения проектов бюджетов системы, их утверждения и исполнения, контроля за их исполнением.

Правовой статус участников бюджетных отношений в Российской Федерации регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации (принят Государственной Думой 17 июля 1998 г, введен в действие с 1 января 2000 г.), это базовый законодательный акт;  соответствующими специальными законами федеральных органов субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления; указами Президента Российской Федерации;  нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; соответствующими актами федеральных органов исполнительной власти.

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством наряду с федеральным и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и округов в РФ, провинций в Канаде и т.д.)

В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

•первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

•второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

•третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов)*.

Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы), не включались в бюджетную систему.

Следует отметить, что в состав федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование средств. В числе таких фондов – дорожный, экологический, воспроизводства минерально-сырьевой базы и др.**
Бюджетное законодательство Российской Федерации содержит понятие        « консолидированный бюджет» - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Составление консолидированного бюджета Российской Федерации, а также разработку его прогноза БК РФ возлагает на Министерство финансов РФ (ст. 65 Бюджетного кодекса).

Показатели консолидированных бюджетов используют:

•для анализа формирования доходов и использования расходов бюджетов страны и регионов;

•при разработке прогнозов экономического и социального развития госу­дарства, регионов, субъектов Федерации;

•при финансовом планировании, при разработке пла­нов доходов и расходов бюджетов;

•при разработке нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов Федерации;

•для определения степени централизации финансовых ресурсов, отра­жаемых в федеральном бюджете государства.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельности и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.


 
--------------------------------------------------------------------------------

* Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М. 2002, с.11

* Ефимова Е.Г. Экономика для юристов: Учебник. – М., 1999г.

* Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. М. 2002г., с.104

** Финансы и кредит: Учебное пособие / Под ред. А.М.Ковалевой. – М. – 2006., с.47.

При использовании материалов с данного сайта ссылка на ресурс обязательна. Курсовая по экономике. Дипломная по менеджменту. Контрольная по маркетингу. Управление персоналом. Логистика. Адаптация. Бухучет. Шпоры. Лекции. Экономика. Трудовые отношения. Эконометрика. Учебник. Поздравления. Финансы и кредит. Статистика. Бизнес-план. Нормирование. Социология. Социальное партнерство. Аудит. АХД. Антикризисное управление. Как. Как быстро. Заработать. Избавиться от. Самый. Путин. Купить. Продать.Скачать бесплатно. Смотреть онлайн. Игры бесплатно. Смотреть фильмы.
Rambler's Top100