.

    Главная arrow Звенья БС
www.work-zilla.com
Звенья БС

Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы Российской Федерации

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. Через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны  и социальной политики на территории всей России. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.

Федеральный бюджет Российской Федерации - главное звено бюджетной системы. В нем концентрируется основная часть ресурсов бюджетной системы страны. В доходы федерального бюджета зачисляются:

•собственные налоговые доходы федерального бюджета, кроме налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы;

•полностью собственные неналоговые доходы;

•доходы субъектов РФ, централизуемые в федеральном бюджете для целевого финансирования централизованных мероприятий. В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные перечисления. Доходы государственного бюджета классифицируются по отдельным признакам
К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

1)федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством, а пропорции их распределения между бюджетами разных уровней бюджетной системы утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

2)таможенные пошлины, таможенные сборы и другие таможенные платежи;

3) государственная пошлина в соответствии с действующим законодательством.

Федеральные налоги представляют собой обязательные платежи физических и юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства. Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Состав федеральных налогов, их налоговая ставка, налоговая база, режим уплаты определяются высшим законодательным органом Федерации.

Федеральные налоги Российской Федерации создают основу доходной части федерального бюджета (поскольку формируются из наиболее доходных источников), за счет них поддерживается финансовая стабильность региональных и местных бюджетов. Перечень федеральных налогов и сборов устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ), эти налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Федеральными налогами являются:

- налог на добавленную стоимость;

-акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

- налог на прибыль (доход) организаций;

- налог на доходы от капитала;

- налог на доходы физических лиц;

- взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

- государственная пошлина;

- таможенная пошлина и таможенные сборы;

- налог на пользование недрами;

- налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

-сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

- лесной налог;

- водный налог;

- экологический налог;

- федеральные лицензионные сборы.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

1)доходов от использования имущества,  находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых органами государственной власти РФ и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении этих органов власти — в полном объеме;

2)доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности — в порядке и по нормативам, установленным федеральными законами и другими правовыми актами органов государственной власти РФ;

3)части прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых Правительством РФ.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

•прибыль Банка России — по нормативам, установленным федеральными законами;

•доходы от внешнеэкономической деятельности;

•доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Собственные доходы федерального бюджета могут переда­ваться бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам.

Установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство.

Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство, вступающие в силу с начала очередного финансового года, принимаются до утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Внесение изменений и дополнений в законодательство о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, возможно только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год.

Федеральные органы исполнительной власти могут предос­тавлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет в соответствии с налоговым законодательством в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством, и распределяются между федеральными и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Расходы Федерального бюджета Российской Федерации

Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

•обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

•функционирование федеральной судебной системы;

•осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации;

•национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

•фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

•государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; государственная поддержка атомной энергетики;

•ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

•исследование и использование космического пространства;

•содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

•формирование федеральной собственности;

•обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

•компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

•пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

•проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

•федеральная инвестиционная программа;

•обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

•финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

•официальный статистический учет;

•прочие расходы.

Определяющей характеристикой параметров любого бюджета является структура его расходов.

Предоставление бюджетных средств может осуществляться в следующих формах:

-   ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

-   средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

-    трансфертов населению;

- ассигнований на осуществление отдельных государственных, полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

-    ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

-   бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

-    субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

-   инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

-  бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;

-  кредитов и заимствований внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

-   кредитов иностранным государствам;

- средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Кроме этого, средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. Совместно могут финансироваться такие виды расходов, как государственная поддержка отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи; обеспечение правоохранительной деятельности; обеспечение социальной защиты населения; охрана окружающей среды; развитие рыночной экономики.

 


Параметры бюджета  2007 г. по сравнению с бюджетом  2006г. (млрд.руб.)

 

 2006 г.
 2007 г.
 % роста
 
1. Доходы
 6159,1
 6965,3
 13
 
2. Расходы, в том числе:
 4324,1
 5463,5
 26,3
 
- Национальная экономика
   346,8
   519,5
 49,8
 
- Образование
   208,1
   277,7
 33,4
 
- Здравоохранение и спорт
   156,2
   205,4
 31,5
 
- Помощь бюджетам регионов
 1443,7
 1821,2
 26,1
 
- Культура, кинематография и СМИ
    51,2
    64,1
 25,2
 
- Национальная оборона
  659,3
   821,2
 24,6
 
- Национальная безопасность
  539,5
   664,1
 23,1
 
- Охрана окружающей среды
     6,4
      7,8
 21,9
 
- Социальная политика
 217,3
  212,0
 -2,4
 
- ЖКХ
   53,5
   49,4
 -7,7
 


Расходы, совместно финансируемые из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований:

1. Совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

-государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

-обеспечение правоохранительной деятельности;

-обеспечение противопожарной безопасности;

-научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

-обеспечение социальной защиты населения;

-обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

-обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

-развитие рыночной инфраструктуры;

-обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

-обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-обеспечение деятельности средств массовой информации;

-обеспечение получения общего образования, и прочие расходы.

2. Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации расходов производится по согласованию соответственно органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и утверждается соответствующими законами о бюджетах, либо по согласованию органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Российской Федерации.

Порядок согласования распределения и закрепления расходов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок согласования распределения и закрепления расходов, совместно финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, определяется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

3.В законодательных или иных правовых актах, устанавливающих бюджетные обязательства, реализация которых обеспечивается из средств бюджетов различных уровней, устанавливается разграничение расходных полномочий по финансированию каждого вида обязательств, вытекающих из законодательства Российской Федерации, по уровням бюджетной системы Российской Федерации. Запрещается устанавливать источником  финансирования расходов консолидированный бюджет.

4. Объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности могут быть включены в федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные целевые программы на стадии составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета на очередной финансовый год.

При исполнении федерального бюджета ассигнования, предусмотренные на финансирование указанных объектов, передаются бюджетам субъектов Российской Федерации, местным бюджетам в порядке межбюджетных отношений.

В целях реализации федеральных целевых программ допускается финансирование из федерального бюджета закупок товаров для учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, с последующей передачей материально-технических ресурсов получателями средств федерального бюджета соответствующим учреждениям в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется Фонд финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам Российской Федерации выделяются дотации и субвенции.

В табл. 1.2. приводятся данные исполнения Федерального бюджета по доходам и расходам.

 

 

 

 

 

Таблица 1.2

Доходы и расходы Федерального бюджета РФ

 

Годы
 Доходы
 Расходы
 
2003
 2417млрд.791,8 млн.руб.
 2345 млдр.641,4 млн.руб.
 
2004
 3426млрд.300 млн.руб.
 2695млрд.600млн.руб.
 
2005
 3326 млрд.41,1 млн.руб.
 3047млрд.929,3млн.руб.
 
2006
 5046 млрд. 137,5 млн.руб.
 4270млрд.114.7млн.руб.
 

 

Минфин России представил правительству проект главного финансового документа страны – государственного бюджета на будущий год. Он был внесен с опозданием, поскольку Министерство искало дополнительные источники дохода для финансирования федеральных программ. Бюджет запланирован профицитным. Доходы государства в 2007 году должны составить около 7 триллионов рублей. Расходы – 5,5  триллионов. По оптимистичным прогнозам Минфина, объем поступлений в копилку государства будет продолжать стабильно расти и к 2009 году составит 7,5 триллионов рублей.

В соответствии с финансовым планом, доходы в 2008 году   запланированы на уровне 6 триллионов 905,6 миллиарда рублей. В 2009 году доходы прогнозируются на уровне 7 триллионов 464 миллиарда рублей.

 

Бюджеты субъектов РФ

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет.

1.Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам.

2.В доходы бюджетов субъектов Российской Федерации после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

3.Иные неналоговые доходы поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

К налоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации относятся:

•собственные налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации.

•отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных  к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

Налоги субъектов Российской Федерации (региональные налоги) - это обязательные платежи, право устанавливать которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации или иными законодательными актами принадлежит субъектам Российской Федерации.

Поступления от налогов субъектов Российской Федерации либо зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации, либо распределяются между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами.

Региональные налоги и сборы обеспечивают региональные бюджеты собственными источниками финансирования своих расходов, тем не менее, доля регулирующих налогов в доходах региональных бюджетов значительно превышает долю собственных налоговых доходов. Введение в действие региональных налогов производится законами субъектов Российской Федерации. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Региональными являются следующие налоги и сборы:

*налог на имущество организаций (регулирующий налог, частично зачисляемый в местные бюджеты);

*налог на недвижимость (при его введении в действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога);

*дорожный налог;

*транспортный налог;

*налог на игорный бизнес;

*региональные лицензионные сборы.

Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ:

-НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, за исключением налога на добавленную стоимость на драгоценные металлы и драгоценные камни, отпускаемые из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, в размере 25 процентов доходов;

-акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, в размере 50 процентов доходов;

-акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ, за исключением акцизов на нефть (включая газовый конденсат), акцизов на услуги по ее перекачке и акцизов на природный газ, бензин автомобильный и легковые автомобили, в размере 100 процентов доходов;

-лицензионных и регистрационных сборов в соответствии с действующим законодательством;

- налога на доходы физических лиц в размере 100 процентов доходов;

-налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте,  в размере 40 процентов доходов;

-платежей за пользование природными ресурсами  по нормативам, установленным действующим законодательством;

-платы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами  в размере 60 процентов доходов;

-лесного налога - в размере 100 процентов доходов;

-платы за пользование водными объектами  в размере 60 процентов доходов;

-прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ в соответствии с законодательством.

Федеративное устройство России имеет еще одну существенную особенность. Субъекты Российской Федерации - города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) - своими законами вправе устанавливать и вводить в действие не только региональные, но и местные налоги и сборы.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии с общими положениями, в том числе, за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации.

Исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются следующие функциональные виды расходов:

•обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

•обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;

•проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;

•обеспечение реализации региональных целевых программ;

•формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;

•осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;

При использовании материалов с данного сайта ссылка на ресурс обязательна. Курсовая по экономике. Дипломная по менеджменту. Контрольная по маркетингу. Управление персоналом. Логистика. Адаптация. Бухучет. Шпоры. Лекции. Экономика. Трудовые отношения. Эконометрика. Учебник. Поздравления. Финансы и кредит. Статистика. Бизнес-план. Нормирование. Социология. Социальное партнерство. Аудит. АХД. Антикризисное управление. Как. Как быстро. Заработать. Избавиться от. Самый. Путин. Купить. Продать.Скачать бесплатно. Смотреть онлайн. Игры бесплатно. Смотреть фильмы.
Rambler's Top100