Введение.
Местоположение оказывает существенное влияние на конечные результаты предпринимательства в любой сфере деятельности. Решения о местоположении бизнеса являются стратегическими.
Объективную основу размещения составляет территориальная дифференциация (неоднородность) природных и экономических условий в пространстве. Экономическая же неоднородность и, соответственно, мест размещения возникает, прежде всего, в результате возможной комбинации следующих основных факторов:
- различной интенсивности потребления тех или иных видов продукции и услуг
- неодинакового распределения необходимых ресурсов
- неполной мобильности факторов производства
- различных транспортных расходов на поставки сырья и распределения готовой продукции потребителям
- особенностей местного законодательства
- естественных и инфраструктурных условий
Задача состоит в том, чтобы согласовать предъявляемые к размещению данного вида бизнеса требования с реально существующими или прогнозируемыми условиями его расположения.
Вопрос о выборе местоположения возникает в трех случаях:
- при создании новой коммерческой организации
- при необходимости перебазирования фирмы в другое место по тем или иным причинам
- вследствие создания и перебазирования отдельных структурных подразделений предприятий
При создании нового предприятия принятие решения о местоположении достаточно сложно, так как существует неопределенность используемой исходной информации. Часто предприниматель недостаточно знает поле деятельности, а некоторую информацию он получает только тогда, когда уже действует в данном месте.
Решение о перебазировании фирмы определяется, прежде всего, выявленными недостатками прежнего местоположения и (или) очевидными преимуществами нового места. Одновременно появляется риск, так как нарушаются старые территориальные связи, новые еще не созданы и не всегда оказываются оправданными предполагаемые преимущества нового местоположения.
Создание новых или преобразование действующих подразделений фирмы чаще всего направлено на реализацию специфических преимуществ нового местоположения или устранение недостатков прежнего размещения для определенных потребительских функций, например, близость к покупателям вследствие размещения новых филиалов, перебазирование трудоемких цехов в места с более низкой оплатой труда или использование государственных субсидий в особых зонах и районах страны.
В любом случае сначала делается общий выбор региона зоны (округа, района), то есть макрорасположения безотносительно к детальным характеристикам на местности, а затем определяется микрорасположение, то есть реальная точка, заданная в конкретных пространственной и плоскостной структурах и связях с окружающей средой.
Качество местоположения бизнеса определяется многими условиями, и в частности соответствием избранного участка принятому в данном регионе типу землепользования и близостью к экономической среде. Вместе эти 2 характеристики составляют ситус или экономическое местоположение объекта (схема1).
Ситус определяется взаимодействием конкретного варианта землепользования и экономической среды по крайней мере на четырех уровнях, которые на схеме отмечены условно концентрическим окружностями, обозначающие ближайшие окрестности (2), примыкающую территорию (3), торговую зону (4) и весь регион для торгового бизнеса. Связи крупных предприятий могут расширяться до региона, страны и международных границ.
|