6. Выработка целей
Этот шаг определяет качественные и количественные ожидаемые результаты. Важно ясное их описание. Цели описываются конкретно: "Мы ожидаем, что улучшение в обслуживании заказчиков составляет 75-95%. Кроме того, мы ожидаем снижения запасов на 30%, на 11% уменьшение затрат на материалы..."
7. ТЗ на управление процессами
Это следующий уровень детализации. ТЗ содержит описание планируемых способов развития предприятия. В более развернутом виде ТЗ на управление процессами может выглядеть как структурная схема новой системы.
8. Начальная переподготовка
Цель - переподготовка сотрудников, которые затем будут работать по внедрению системы.
9. Планирование и управление верхнего уровня
Этот шаг в ERP, MRPII или ЛТ рекомендуется в качестве начального при построении системы. Такое начало процесса не требует значительных затрат, но дает большой эффект. Если этого не сделать, то неустойчивость планов высокого уровня приведет к лавинообразному эффекту: люди утратят веру в информацию и возродят неформальную систему.
10. Управление данными
Есть два типа данных - первостепенные и второстепенные, нестрогие.
Первостепенные данные - это данные, неточность которых недопустима: данные о запасах, состав изделия и применяемость, технология (описания), маршрутные технологии.
Минимальный уровень точности данных для современных систем АСУП составляет: запасы - 95%; состав изделия и применяемость - 98%; маршрутные технологии - 95%. Обеспечение требуемой точности данных - наиболее трудоемкая часть работы по внедрению.
Обеспечение инструментальными средствами. Нужна простая в использовании автоматизированная система с быстрым и разграниченным доступом.
Контроль за достижением точности. Методы контроля могут быть различными. Для контроля записей о запасах чаще всего применяется инвентаризация. Выборочные позиции периодически подсчитываются и сравниваются с наличным количеством.
Второстепенные данные. Это параметры заказа, производственные циклы, страховой уровень запасов на складе. Если точность второстепенных данных невысока, риск разрушить формальную систему невелик. Для этого типа данных целесообразно принять тактику изменения их в ходе управления. Этого может требовать и логика управления, например размер партии может со временем изменяться.
11. Одновременное внедрение различных технологий организации и управления
Как правило, внедряется сразу несколько новых технологий управления: JIT, работа с кадрами, общий контроль качества, САПР и т. п.
12. Программное обеспечение (ПО)
Хотя ПО является основой информационных технологий, хорошее ПО еще не гарантирует высоких результатов. Как отмечено выше, к эффективным результатам приводит прежде всего хороший менеджмент. На современном рынке имеется проверенное практикой ПО для систем ERP. Выбор пакета ПО для больших систем сам по себе является непростой задачей. Задача усложняется, когда речь идет о выборе зарубежной базовой системы для российского предприятия. Этот выбор является одним из наиболее важных промежуточных результатов работы руководителей и проектантов системы.
13. Опытный пример
Есть три способа начала использования новой системы:
1. Параллельная стратегия - для случая, когда старую работающую систему необходимо заменить новой. Например, п/с "Зарплата". Одновременно работают старая (ручная) и новая система, и их выходные документы сравниваются. Если они согласуются длительное время, можно переходить на новую систему.
2. "Скачок" означает, что прежняя система работала еще в пятницу, а в понедельник начали работать по новой системе. Некоторые считают, что такая позиция заставляет всех "тонуть и всплывать" с понедельника.
3. Опытная эксплуатация "пилотного проекта" - это тактика "скачка", но применяемая к ограниченному числу изделий. Область применения стратегии - малый участок деятельности. Такой подход наиболее надежен, он снижает риск, и сегодня практически все фирмы применяют эту тактику.
14. Получение результатов
Как узнать, что "пилот" работает? Как определить: продолжать или заканчивать? На эти и многие другие вопросы можно получить ответ, оценивая результаты. Большинство показателей связано с целями, установленными в ходе шага 6.
15. Анализ текущего состояния
Анализ текущего состояния выявляет, какие задания выполнялись хорошо (например, достигнута высокая точность данных), а какие плохо (например, объемное планирование или составление план-графика). Затем можно сфокусировать внимание на этих проблемах и приложить усилия для их разрешения.
Таким образом, анализ текущего состояния становится отправной точкой для последующих шагов совершенствования системы управления.
16. Постоянная переподготовка
Кадры организации постоянно обновляются. Если сотрудники прежде не проходили переподготовку, это может привести к негативным последствиям.
Во многих компаниях разрабатываются системы, облегчающие процесс внедрения. Элементами систем являются: заинтересованность, стратегическое планирование, оперативное управление проектом.
|