1.5. Автоматизация банковских операций
В России, процессы автоматизации банковских технологий стали прояв-ляться в конце 80-х – начале 90-х годов. Естественным образом это было связа-но с банковской реформой 1989 года, когда существующие банки получили большую самостоятельность, и наряду с бывшими государственными банками на рынке банковских услуг появились новые коммерческие банки. При этом вычислительные центры, на которых осуществлялась обработка банковской информации, уже не могли предоставить банкам весь спектр услуг, необходи-мых для уменьшения рутинной работы и для анализа и прогнозирования фи-нансового состояния банков.
Современный этап развития банковской сферы России характеризуется очень большой динамикой изменений в банковской технологии, а также высо-кой конкуренцией между банками. При этом одним из важнейших инструмен-тов конкурентной борьбы является автоматизация выполнения банковских функций. Сегодня практически все банки широко используют в своей деятель-ности технические и программные средства автоматизации. Более того, некото-рые виды банковских продуктов принципиально могут существовать только в автоматизированном виде (например, пластиковые карточки), а большинство других могут обслуживаться вручную только теоретически, так как действую-щая технология и объемы производимых операций не позволяют обойтись без средств автоматизации. [19]
1.6. Основные цели и задачи создания банковской информационной системы
Основными целями создания использования БИС являются:
1. Сокращение времени на проведение операций и оформление докумен-тов, увеличение пропускной способности банка;
2. Сокращение численности персонала, занятой малоквалифицированной рутинной работой;
3. Улучшение качества обслуживания клиентов;
4. Повышение квалификации банковского персонала;
5. Обеспечение эффективного взаимодействия с вышестоящими банков-скими учреждениями (например, ЦБ);
Для достижения этих целей необходимо при комплексной автоматизации решить ряд основных задач:
1. Унификация программных и технических средств
Установка унифицированного прикладного программного обеспечения во всех учреждениях банка позволит наиболее эффективно организовать внедре-ние, сопровождение и развитие комплекса автоматизации. При этом многие во-просы текущей эксплуатации комплекса могут решаться централизованно, с учетом опыта всех подразделений банка.
2. Обеспечение управления ресурсами банка
Оперативное управление финансами банка и организация финансовых потоков в режиме реального времени невозможны без применения автоматизи-рованных систем. Поэтому одной из главных задач автоматизации является разработка средств документооборота и обмена информацией, управления люд-скими и материальными ресурсами.
3. Внедрение электронных технологий обслуживания клиентов
Одним из направлений, ориентированным на привлечение клиентов и расширение спектра услуг, является внедрение в повседневную банковскую практику новых, современных методов обслуживания клиентов. К таким мето-дам необходимо в первую очередь отнести технологии электронного банков-ского обслуживания.
4. Обеспечение информационной безопасности
В условиях комплексной автоматизации учреждений банка и развития системы телекоммуникаций задача защиты информации приобретает первосте-пенное значение. В рамках системы комплексной автоматизации технология информационной безопасности должна быть, с одной стороны, органически связана с архитектурой БИС, а с другой стороны, должна быть ориентирована на использование сертифицированных программных и технических средств.
Значимость технологии информационной безопасности особенно возрас-тает в условиях внедрения электронных форм банковского обслуживания, та-ких, как подсистемы "клиент-банк", платежные подсистемы на основе банков-ских карточек и т.д.
5. Повышение эффективности расходов на автоматизацию
При комплексном подходе к автоматизации банка должна решаться зада-ча повышения эффективности затрат на автоматизацию. Основным способом повышения эффективности затрат должно быть применение хорошо продуман-ных унифицированных банковских технологий, надежных программных и тех-нических средств. Особое внимание при создании информационной системы необходимо уделить средствам настроек системы, ее сопровождения и разви-тия. Унификация технического и программного обеспечения в масштабах банка позволит снизить расходы не только на приобретение, но и на внедрение и со-провождение автоматизированных банковских комплексов.
6. Повышение квалификации сотрудников
Создание информационной системы, применение современных банков-ских автоматизированных технологий предъявляет повышенные требования к персоналу подразделений банка. Это относится к сотрудникам как инженерных, так и банковских специальностей.[12]
|