1.7. Структура БИС
БИС создается в соответствии с современными представлениями об архи-тектуре банковских приложений, которая предусматривает разделение функ-циональных возможностей на три уровня.
Верхний уровень (front office) образуют модули, обеспечивающие быст-рый и удобный ввод информации, ее первичную обработку и любое внешнее взаимодействие банка с клиентами, другими банками,
Центральным Банком, информационными и торговыми агентствами и т.д.
Средний уровень (back office) представляет собой приложения по разным направлениям внутрибанковской деятельности и внутренним расчетам (работу с кредитами, депозитами, ценными бумагами, пластиковыми карточками и т.д.).
Нижний уровень (accounting) – это базовые функции бухгалтерского уче-та или бухгалтерское ядро. Именно здесь сосредоточены модули, обеспечи-вающие ведение бухгалтерского учета. [1]
1.8. Основные этапы создания БИС
Создание БИС включает в себя следующие этапы:
1. Проведение функционального и информационного обследования дея-тельности банка;
2. Формирование требований к системе и их анализ;
3. Разработка структурно-функциональной модели банка;
4. Разработка информационной модели банка;
5. Детальная структуризация БИС, общесистемное проектирование, по-становки задач;
6. Программирование, отладка, внедрение, эксплуатация, сопровожде-ние.
1.9. Требования к БИС
Выбор банками тех или иных систем автоматизации связан, как правило, с соотношением цена – надежность – производительность.
Однако есть требования, которые едины для всех БИС без исключения.
1. Возможность сетевой работы многих пользователей;
2. Реализация всего комплекса банковских операций по расчетно-кассовому обслуживанию кредитно-депозитной деятельности;
3. Простота предоставления информации и ее использования;
4. Оперативность предоставления информации;
5. Развитые средства анализа и доступа к информации;
6. Оперативные ответы на запросы и возможность произвольной выбор-ки данных;
7. Интеграция с офисной системой банка, системой автоматизации бух-галтерского учета;
8. Возможность оформления отчетных данных согласно международным стандартам бухгалтерского учета GAAP и IAS.
1.10. Инфраструктура БИС
1.10.1. Информационное обеспечение
Информационное обеспечение БИС представляет собой информацион-ную модель банка. Различают внемашинное и внутримашинное информаци-онное обеспечение:
внемашинное – это вся совокупность внутренней и внешней инфор-мации в банке, включая системы показателей, методы классификации и коди-рования элементов информации, документов, документооборота информацион-ных потоков;
внутримашинное – это представление данных на машинных носите-лях в виде разнообразных по содержанию, по назначению и специальным обра-зом организованных массивов (файлов), баз данных и их информационных свя-зей.
Значительную долю внемашинного информационного обеспечения со-ставляет документация. Единая система унификации банковской документации повышает эффективность автоматизации.
Внутримашинное информационное обеспечение включает в себя все ви-ды специально организованной на машинных носителях информации для вос-приятия, передачи, обработки техническими средствами.
Внутримашинное информационное обеспечение банковских систем должно реализовываться в режиме реального масштаба времени, при котором изменения в данных, произведенные одним пользователем, сразу должны ста-новиться доступными остальным пользователям системы.
Фундаментом внутримашинного информационного обеспечения совре-менных БИС для многопрофильных банков с возможностями анализа и прогно-за является база данных, обеспечивающая надежное хранение, а также быстрый доступ к различным временным показателям по множеству объектов докумен-там, счетам, клиентам, филиалам и их группам. Для этого требуются многомер-ные структуры данных. [1]
Развитие теории и практики создания и использования баз данных приво-дит к более широкому понятию – хранилище данных.
Концепция хранилища данных означает построение такой информацион-ной среды, которая позволит осуществлять сбор, трансформацию и управление данными из различных источников с целью выработки решений по управлению банком, создает новые возможности по привлечению прибыли.
Закладываемая в основу БИС информационная модель должна отражать разнообразие понятий, их значение, взаимосвязи, давать описание характерных сущностей применяемых в банковской предметной области. К ним относятся такие понятия, как документ, операция, клиент, финансовый инструмент, счет и план счетов, банковский продукт (услуга), пользователь (рис 3). [1]
|