1.10.2. Техническое оснащение
На уровне технического обеспечения банковские технологии должны строится на современных требованиях к архитектуре аппаратных средств. К ним относятся: использование разнообразных телекоммуникационных средств связи, многомашинных комплексов, архитектуры клиент-сервер, применение локальных, региональных и глобальных скоростных сетей, унификация аппа-ратных решений.
Современные банковские системы имеют состав аппаратных средств, в которой входят:
- средства вычислительной техники;
- оборудование локальных вычислительных сетей;
- средства телекоммуникации и связи;
- оборудование, автоматизирующее различные банковские услуги: авто-маты-кассиры и т.д.;
- средства, автоматизирующие работу с денежной наличностью (для пол-счета и подтверждения подлинности купюр и другие).
Важнейшими факторами, влияющими на функциональные возможности и эффективную работу банковских систем, являются состав технических средств, их архитектура и набор базового (системного) программного обеспечения, на основе которого строится прикладная часть системы.
Автоматизация банковских операций при работе с наличностью предпо-лагает использование детекторов валют и ценных бумаг, счетчиков купюр и монет, упаковщиков банкнот, машины для уничтожения бумаг и документов. Это оборудование при больших объемах операций значительно сокращает тру-доемкость работы, экономит время кассиров, операционистов.
С целью повышения производительности и надежности автономных бан-ковских технологий компьютеры объединяются в сети с помощью определен-ных дополнительных технических и программных средств. В практике банков-ской деятельности широко распространены локальные вычислительные сети в пределах одного здания, либо с удаленностью объектов до 1 км друг от друга.
Наиболее распространенные режимы обслуживания пользователей в сети организуются как файл – сервер и клиент – сервер. Обе модели, имея общую схему обслуживания пользователей, различаются сложностью, объемами работ, разнообразием функций, программно-технической оснащенностью, а так же производительностью. Модель клиент – сервер имеет больше ресурсных воз-можностей, дает ответы на запросы, тогда как первая – передает файлы по сети.
Наиболее применяемым является «клиент-сервер». Одним из вариантов реализации этой технологии является ее трехуровневая архитектура. В сети должны присутствовать как минимум три компьютера: рабочая станция, сервер приложений и сервер базы данных. Сервер приложений организует бизнес про-цедуры для клиентской части. Сервер базы данных обслуживает бизнес проце-дуры, которые выступают в роли клиентов.
Телекоммуникационная архитектура в автоматизированных банковских технологиях определяет набор и структуры подсистем технического обеспече-ния, которые должны обеспечивать разнообразные типы взаимодействия для всех приложений (модулей) БИС. Возможности архитектуры согласуются с тремя требованиями и условиями работы банка, определенными его бизнес-процессами. Предусматривается взаимодействие банка с внешними финансо-выми и информационными структурами, с расчетно-клиринговыми палатами и центрами, биржами, РКЦ, с удаленными клиентами и другими банками и т.д. Телекоммуникационное обеспечение бизнес-процессов банка строится с учетом обслуживания своей корпоративной сети и доступа в любые локальные и гло-бальные сети.
Применение локальных региональных и глобальных сетей в автоматизи-рованные банковские системы предъявляет повышенные требования к их на-дежности, а также защите и целостности данных. Уровень готовности и отка-зоустойчивости сетевых средств должен быть высоким, чтобы исключить воз-можность нарушения работоспособности при выходе из строя одного из сете-вых компонентов.
Важным фактором, позволяющим сократить стоимость технической под-держки сети, является внедрение централизованной системы сетевого управле-ния. Она предоставляет возможность дистанционного конфигурирования, кон-троля, устранения неисправностей и реализации ряда других функций.
1.10.3. Программное обеспечение
Потенциальные возможности системы, как правило, сильно связаны с возможностями базовых программных средств, на основе которых она разрабо-тана. Поэтому первая группа требований к БИС – это требование к базовому программному обеспечению (ОС, СУБД, средства программирования и автома-тизации и т.д.).
Вторая группа требований к БИС характеризует качество прикладной части как собственно банковской системы, ее потребительские свойства. К ним следует отнести широту функционального диапазона, пользовательского ин-терфейса.
Если техническое обеспечение БИС в России, как правило, полностью за-рубежное, то в программном обеспечении доля зарубежных систем значительно меньше. на отечественном рынке программных средств действуют несколько десятков поставщиков. Кроме того, ряд банков разрабатывают собственное программное обеспечение.
Информационные системы кредитных организаций прошли достаточно долгий путь развития от простых разработанных на персональных СУБД, до современных – на основе клиент-серверных решений промышленных СУБД, которые позволяют автоматизировать весь спектр банковских бизнес процес-сов: управление ликвидностью, кадрами, банковскими рисками и т.д.
Отличительной чертой функционирования БИС является необходимость обработки больших объемов данных в сжатые сроки. При этом основная тя-жесть падает на операции ввода, чтения, записи, передачи данных. Это предъ-являет весьма жесткие требования к производительности ОС, СУБД и средств передачи данных. Поэтому базовые средства должны быть в состоянии под-держивать доступ к большим (и постоянно возрастающим) объемам данных без потери производительности.
Наличие в спектре базовых средств сетевых функций является непремен-ным атрибутом современных БИС. Сетевые функции придают системе свойства многоуровневости и многозвенности, а также обеспечивают возможность объе-динения различных программных платформ (MS DOS, NetWare, Windows NT, Unix и другие) и, как следствие, возможность гибкого расширения и наращива-ния системы – дополнения ее новыми рабочими системами, новыми серверами различных классов.
Функции, реализуемые банковской системой делятся на обязательные и дополнительные.
Обязательные функции характерны для любого банка, а дополнительные зависят от специализации коммерческого учреждения.
Прикладные характеристики БИС, кроме функциональных свойств, должны отвечать также следующим требованиям:
1. Интегрированность. Адекватное отражение всех функциональных и информационных связей, существующих в банке, обеспечивание доступа к данным любого уровня, предоставляя возможность контролировать работу банка с необходимой степенью детализации;
2. Конфигурируемость. Возможность приобретения различных конфи-гураций системы (минимальной с последующим расширением путей введения дополнительных модулей;
3. Открытость. Наличие средств для развития и модификации. Совре-менная методология и инструментальные программные средства дают такую возможность. Они получили название CASE средств, позволяют автоматизиро-вать создание и сопровождение программного обеспечения
4. Настраиваемость. . Необходимость настройки и обычно возникает при установке ЛВС в банке, но может быть и следствием технологических из-менений в операциях банка. . Настраиваемость предполагает возможность про-цедурной настройки системы: регламентацию прав пользователей, конфигури-рование рабочих мест, определение набора процедур при открытии и закрытии операционного дня и прочее.
|