1.3.2. Повышение эффективности (плана) производства.
1.3.2.1. Задачи и состав планов предприятия
Планирование - это прежде всего процесс выработки и при¬нятия решений, позволяющих обеспечить эффективное функцио¬нирование и развитие фирмы в будущем. Эти решения обычно не разрознены, а образуют целостную систему, в рамках кото¬рой взаимно влияют друг на друга, что, понятно, вызывает на практике значительные трудности, обусловленные необходи¬мостью их увязки. Такая увязка позволяет обеспечить опти¬мальное сочетание решений в системе и уменьшить число не¬используемых возможностей, открывающихся перед фирмой.
Объектами плановых решений являются: постановка целей и выработка стратегии фирмы, распределение и перераспределение ресурсов (материальных, денежных, трудовых) в соответствии с изменением внутренних и внешних условий деятельности фирмы, определение необходимых стандартов и т. п. Принятие таких решений является содержательной стороной процесса плани¬рования, рассматриваемого в широком смысле слова.
Планирование в узком смысле слова сводится к составле¬нию специальных документов - планов, определяющих кон¬кретные шаги фирмы по достижению стоящих перед ней це¬лей в рамках предстоящего (планового) периода.
Внутрифирменное планирование решает следующие основные задачи:
• формулирует цели ее деятельности и конкретные задачи, с помощью которых они достигаются;
• создает необходимую основу для перестройки структуры фирмы и системы управления ею;
• создает основу для координации деятельности работников в процессе достижения этих целей;
• обеспечивает выбор наилучшего варианта решения;
• формирует систему стандартов и показателей, с помощью которых происходит оценка результатов деятельности фирмы и поощрение наиболее отличившихся сотрудников.
В целом с помощью планирования достигается эффективная ритмичная работа всего сложного организма фирмы, устраняется отрицательный эффект неопределенности будущего, обеспечивается более полное использование имеющегося про¬изводственного потенциала.
С точки зрения объектов плановых решений, интервалов планирования и других сторон деятельности конкретного предприятия можно выделить следующие виды планов:
• стратегический план - долговременный план, как правило, охватывающий период 10 - 15 лет, в котором формулируются задачи, увязанные по времени и ресурсам, а также общая стратегия достижения поставленных целей;
• долговременные планы - планы, разрабатываемые на не¬сколько лет и нацеленные на решение отдельных самостоя¬тельных проблем стратегии фирмы. Такие планы разраба¬тываются чаще всего как составная часть стратегического плана;
• текущие планы - планы, в которых сопрягаются все направления деятельности фирмы на текущий финансовый год;
• оперативные планы - планы, посвященные решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде. Имеют узкую направленность, высокую степень детализации и характеризуются большим разнообразием используемых приемов и методов;
• инвестиционные проекты - планы капитальных вложений, направляемых на создание новых или модернизацию про¬изводственных мощностей;
• бизнес-план - план создания новой фирмы, программа деятельности предприятия, план конкретных мер по достижению конкретных целей деятельности предприятия, вклю¬чающий оценку ожидаемых расходов и доходов. Разрабатывается на основе маркетинговых исследований.
Все вышеперечисленные планы могут быть объединены на практике в три основных типа планов.
Во-первых, планы-цели, представляющие собой набор каче¬ственных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов в будущем. Цели в рамках плана согласовываются и ранжируются по тому или иному принципу, однако не связываются ни с конкретными способами их достижения, ни с необходимыми для этого ресурсами.
Во-вторых, планы для повторяющихся действии, предписы¬вающие их сроки и порядок осуществления в стандартных си¬туациях. В качестве примера таких планов можно привести графики движения транспорта, расписание киносеансов и пр. По возможности в них предусматриваются "окна", обеспечивающие свободу маневра в случае возникновения непредви¬денных ситуаций или необходимости осуществления тех или иных корректирующих действий.
В-третьих, планы для неповторяющихся действий, составляемые для решения специфических, вновь возникающих проблем. Они характеризуют деятельность фирмы в ее развитии и изменении, а не в механическом повторении, как в предыдущем случае. Такие планы могут составляться в форме бюджета, программы, сетевого графика.
1.3.2.2. Организация и принципы планирования производства
Процесс планирования базируется на ряде принципов, или правил, которые необходимо учитывать при его осуществле¬нии. Принципы эти во многом зависят от условий, в которых происходит планирование, традиций, теоретических воззрений специалистов, а потому со временем постепенно меняются.
Основным, ведущим принципом рыночного планирования в условиях производственной демократии является участие максимального числа сотрудников в работе над планом уже на самых ранних ее этапах.
Другим принципом планирования считается непрерывность, обусловленная соответствующим характером хозяйственной деятельности фирмы, в результате чего планирование рассмат¬ривается не как единичный акт, а как постоянно возобновляющийся процесс составления планов, постановки целей, выработки стратегий, распределения ресурсов, создание проектов перестройки организации в соответствии с изменившимися условиями.
В основе процесса планирования должны лежать принципы координации и интеграции. Координация плановой деятельности происходит "по горизонтали", то есть между подразделениями одного уровня, а интеграция - "по вертикали", между вышестоящими и нижестоящими. В результате процесс внутрифирменного планирования приобретает необходимые целостность и единство.
Важным принципом планирования является экономичность. Ее суть состоит в том, что планы должны предусматривать такой путь достижения цели, который связан с максимумом получаемого эффекта, а затраты на составление плана – не превышать его.
Любой план останется на бумаге, если не будут созданы надлежащие условия для его выполнения, что считается еще одним принципом планирования.
Кроме перечисленных выше принципов планирования, в практике часто используются и другие принципы: научный характер планирования, пропорциональности, органического (методологического) единства планов, комплектности, оптимальности и другие.
Реализации принципов планирования способствуют использование некоторых правил и требований:
1. Связь уровней управления
- Планирование "сверху вниз" (детализация плана)
- Планирование "снизу вверх" (укрупнение плана)
- Работа без плана (полное делегирование)
- Планирование в зоне результата (частичное делегирование)
2. Привязка к календарю
- Объемное плакирование по календарным интервалам
- Жесткое планирование по датам завершения работ (но особым точкам)
- Свободное планирование очередности работ
3. Длина горизонта планирования
- Планирование на один интервал (дискретное планирование)
- Скользящее планирование (плановый горизонт больше от¬четного срока)
- Остаточное планирование (уменьшающийся плановый го¬ризонт)
- Гибкое планирование (с выбором планового горизонта)
4. Влияние предшествующего результата
- Планирование с "нуля" (прошлые обязательства пропадают)
- "Возвратное" планирование (прошлые обязательства оста¬ются)
5. Переменная при планировании
- Планирование по заказам
- Планирование по группам продукции
- Планирование по технико-экономическим показателям
- Комбинированное планирование (работа с заделами)
6. Связь между объектами планирования
- Планирование по "узкому" месту
- Планирование "от выхода к входу"
- Планирование "от входа к выходу"
- Последовательная "проводка" единиц продукции
7. Принципы организации плановой работы
- Специализация плановой деятельности
- Разделение процессов планирования и корректировки плана
- Разделение нормативного планирования и привязки плана к календарным срокам
- Взаимодействие плановых работников через компьютерную систему
- Осуществление планирования как части единой горизонтальной структуры предприятия.
|