1.3.4. Оптимизация организационных структур
В целях стабилизации собственного финансового состояния и создания базы для дальнейшего экономического роста следует задуматься о повышении управляемости и оптимизации организационных структур предприятия (ОСП).
Организационная структура предприятия - это не просто схема, на которой указаны подразделения и взаимосвязи между ними. Она должна отражать логику функционирования организации и соответствовать стратегическим направлениям ее развития.
Подготовительные шаги по оптимизации организационной структуры:
• Осуществление предварительных исследований, в ходе которых определяется миссия компании. Определение миссии обеспечивает направление и ориентиры конкретных и измеримых целей и стратегий на различных организационных уровнях, являясь инструментом качественного и динамичного менеджмента;
• разработка стратегического плана развития предприятия, придающего ему определенность, индивидуальность.
• проектирование оптимальной структуры предприятия и разработка соответствующих документов
Оптимизация организационной структуры необходима по следующим причинам:
• у сотрудников нет четкого понимания того, кто и за что несет ответственность
• взаимосвязи между подразделениями и отдельными сотрудниками не оптимальны, существуют зоны "безответственности" или дублирования
• эффективность функциональных процессов не позволяет предупреждать отрицательные результаты и совершенствовать деятельность
• структура организации не отражает реальных процессов ее функционирования - различие в административном и функциональном подчинении приводит к накладкам и конфликтам.
Этапы процесса оптимизации организационной структуры:
• Экспресс-анализ потребностей в консультировании.
• Диагностика действующих структур организации (организационной, функциональной, информационной, кадровой).
• Формирование стратегии развития.
• Реорганизация бизнес процессов (направлений деятельности).
• Реорганизация ключевых функций управления.
• Реорганизация структуры управления компанией.
• Обучение персонала.
• Внедрение изменений.
Экспресс-анализ потребностей необходим для определения, чем конкретно вызвана потребность в оптимизации структуры, какой объем работ реально требуется для компании, сколько будут стоить работы.
Диагностика действующих структур организации - организационной, функциональной, информационной, кадровой - проводится для оценки узких мест и нарушений логики функционирования Компании. Диагностика может проводиться с тем или иным охватом различных структур, в зависимости от результатов экспресс-анализа.
Этап формирования стратегии развития нужен только для тех компаний, которые не имеют стратегии в явном виде.
Необходимость реорганизации бизнес процессов (направлений деятельности) определяется на основе анализа соответствия действующих структур организации ее стратегическим целям. Данный этап проводится с использованием технологии реинжиниринга бизнес процессов. Выбор подсистем управления, на которые в первую очередь направляется воздействие, зависит от результатов диагностики конкретной ситуации и тех целевых установок, которые ставит перед собой руководство фирмы.
Реорганизация ключевых функций управления осуществляется как самостоятельная процедура по оптимизации организационной структуры и может основываться на результатах реинжиниринга бизнес процессов (в том случае, если выявлена необходимость их оптимизации). Реорганизация функциональной структуры и четкое определение зон ответственности может выступать и как самостоятельная задача, решение которой направлено на закрепление обязанностей и полномочий подразделений и должностных лиц в форме Положений о подразделениях и Должностных инструкций.
Реорганизация структуры управления предприятием (организационной структуры) осуществляется на основе оптимизированной структуры бизнес процессов, перераспределения функций и зон ответственности. Изменения закрепляются в Положении о структуре управления, регламентирующем административную подчиненность руководителей разного уровня, статус, порядок назначения и освобождения от должности
В процессе изменения организационной структуры проводится обучение персонала, направленное на формирование знаний и навыков, которые необходимы менеджерам организации, для управления реорганизованным предприятием, а также осуществления дальнейших преобразований. Внедряя изменения, руководители разного уровня осваивают механизм обновления и настройки разработанных организационных документов в соответствии с динамикой развития.
Изменения ОСП закрепляются в следующих документах:
• Положение о структуре управления
• Положения о подразделениях
• Должностные инструкции
• Инструкции по выполнению бизнес процессов
Основные результаты оптимизации организационной структуры:
• Приведение организационной структуры предприятия в соответствие специфике его деятельности;
• Повышение эффективности координации деятельности структурных подразделений и сотрудников, качества и скорости принятия и исполнения решений с одновременным снижением количества ошибок и накладок;
• Изменение зон ответственности и полномочий на различных уровнях управления.
Следствием оптимизации организационной структуры является необходимость проведения целенаправленной работы по формированию инновационной готовности и повышению управленческой квалификации менеджеров.
|