1.3. Повышение эффективности маркетинга
1.3.1. Аспекты маркетинга
Маркетинг (от английского market - рынок) - комплексная система орга-низации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе иссле-дование и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия-экспортера, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ. В этих программах заложены мероприятия по улучшению товара и его ассортимента, изучению покупателей, конкурентов и конкуренции, по обеспечению ценовой политики, формированию спроса, стимулированию сбыта и рекламе, оптимизации каналов товародвижения и ор-ганизации сбыта, организации технического сервиса и расширения ассортимен-та представляемых сервисных услуг.
Маркетинг как порождение рыночной экономики является в определен-ном смысле философией производства, полностью (от научно-исследовательских и проект¬но-конструкторских работ до сбыта и сервиса) под-чиненной условиям и требованиям рынка, находящимся в постоянном динами-ческом развитии под воздействием широкого спектра экономических, полити-ческих, научно-технических и социальных факторов.
1.3.2. Методы маркетинговой деятельности
анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входит не только рынок, но и политические, социальные, культурные и иные условия. Анализ позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или препятствующие ему. В итоге анализа формируется банк данных для оценки окружающей среды и ее возможностей;
анализ потребителей, как реальных, так и потенциальных. Данный анализ заключается в исследовании демографических, экономических, социальных, географических и иных характеристик людей, принимающих решение о по-купке, а также их потребностей в широком смысле этого понятия и процес-сов приобретения ими как нашего, так и конкурирующих товаров;
изучение существующих и планирование будущих товаров, то есть разработ-ка концепций создания новых товаров и/или модернизации старых, включая их ассортимент и параметрические ряды, упаковку и т. д. Устаревшие, не дающие расчетной прибыли товары снимаются с производства и рынка.
планирование товародвижения и сбыта, включая создание, при необходи-мости, соответствующих собственных сбытовых сетей со складами и мага-зинами и/или агентских сетей;
обеспечение формирования спроса и стимулирование сбыта путем комби-нации рекламы, личной продажи, некоммерческих престижных мероприятий (“паблик рилейшнз”) и разного рода материальных стимулов, направленных на покупателей, агентов и конкретных продавцов;
обеспечение ценовой политики, заключающейся в планировании систем и уровней цен на поставляемые товары, определении “технологии” использо-вания цен, кредитов, скидок и т. п.
управление маркетинговой деятельностью (маркетингом) как системой, то есть планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и ин-дивидуальных обязанностей каждого участника работы предприятия, оценка рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений.
На вопрос о цели системы маркетинга предлагается четыре альтернатив-ных варианта ответа: достижение максимально возможного высокого потреб-ления; достижение максимальной потребительской удовлетворенности; пред-ставление максимально широкого выбора; максимальное повышение качества жизни.
|