Имидж предприятия в основном определяется качеством и количеством контактов с внешними организациями. В связи с этим выработка рекомендаций по установлению и организации контактов с теми или иными организациями, а иногда и функции представительства предприятия в его отношениях с другими организациями выполняет отдел маркетинга. Безусловно, порядок и уровень компетенции при выполнении подобных работ определяет руководство пред-приятия. Это дает уверенность в том, что отдел маркетинга планомерно и по-следовательно проводит запланированную политику, направленную на форми-рование соответствующего имиджа предприятия в глазах потребителей, по-ставщиков и партнеров. [33]
В основе принятия маркетинговых решений лежат требования рынка. Яс-но, что при такой постановке работы многократно возрастает роль математиче-ских и статистических методов. Они носят универсальный характер и могут быть успешно использованы независимо от типа маркетинга, будь то маркетинг продукции инженерного и производственно-технического назначения или по-требительского товара. Маркетинг является частью системы управления пред-приятием и обеспечивает поэтапное проведение маркетинговых исследований, начиная от сбора и регистрации данных и заканчивая процессом их анализа и выработкой рекомендаций.
В процессе своей работы подсистема маркетинга как уже было сказано ранее находится в постоянном взаимодействии с другим подразделениям пред-приятия, формирует информацию аналитического и рекомендательного харак-тера, на которой базируется принятие решений по вопросам ассортиментной, технологической, научно-технической и финансовой политики предприятия. Взаимосвязь подсистемы маркетинга с другими подсистемами предприятия представлена в приложении 10.
Рассмотрим более подробно информационное взаимодействия отдела маркетинга с другими подсистемами (служебные связи).
С подсистемой управления производством:
Получение: заявок на поиск информации о конкурентном товаре; запро-сов о конъюнктуре технологий производства; сведений о научно-технических возможностях предприятия; заключений на образцы кон-курентной продукции; заключений о возможности технологи производ-ства предложенной отделом маркетинга; производственных планов и графиков производства
Предоставление: данных о покупательском спросе на выпускаемую про-дукцию; сведений о конкурентной продукции; предложений по разра-ботке технологии новой продукции; предложений о дизайнерском оформлении продукции; документов и материалов для участия в вы-ставках, ярмарках; сведений о новых технологических разработках; дын-ных о претензиях, предъявляемых к качеству продукции.
С подсистемой финансового планирования:
Получение: планов производства продукции (выполнения работ, оказа-ния услуг) на месяц, квартал год; изменений в производственных планах по отдельным позициям товарной номенклатуры, вносимых на основа-нии маркетинговых ис¬следований; проектов оптовых и розничных цен на продукцию (тарифов на работы и услуги) для проведения маркетин-гового анализа;
Предоставление: обобщенной информации о спросе на выпускаемую предприя¬тием продукцию (выполняемы работы, оказываемые услуги), в том числе по отдельным позициям номенклатуры; сведений о конку-рентной среде по вопросам ценовой полити¬ки, объемов оборота, конку-рентоспособности, скорости реализации продукции; информации о со-стоянии рынка товаров (работ, услуг); данных, необходимых для форми-рования товарной номенкла¬туры предприятия; предложений по изменению цен на отдельные виды продукции в связи с изменением спроса.
С подсистемой бухгалтерского учета:
Получение: бухгалтерских данных о движении, реализации, запасах продук¬ции; итогов инвентаризации материально-технических ресурсов; нормати-вов на представительские, командировочные и реклам¬ные расходы;
Предоставление: отчетов о затратах, произведенных на маркетинговые ис-следо¬вания; расчетов затрат на послепродажное обслуживание продукции; сведений о ценах на материально-технические средства у по¬ставщиков, тарифах на услуги по перевозке, проведению рекламных мероприятий.
С подсистемой МТС:
Получение: сведений о заключенных договорах поставки материально-тех¬нических средств; заявок на проведение маркетингового анализа опто-вых и роз¬ничных цен на реализуемую продукцию; отчетов отдела контро-ля качества, главного технолога, произ¬водственных подразделений о каче-стве материально-технических ре¬сурсов; документов, необходимых для оформления участия в выстав¬ках, ярмарках.
Предоставление: обобщенной информации о поставщиках материалов, сырья и полуфабрикатов, требуемых предприятию; сведений о ценах на требуемые материально-технические сред¬ства у различных поставщиков, заготовительных организаций; информации о состоянии товарного рынка; сведений о появлении новых видов материалов, сырья, полу¬фабрикатов, комплектующих с приложением технических характери¬стик; информации о спросе на материально-технические средства, его возможных колеба-ниях и их причинах; сведений о крупных поставщиках (предполагаемых и действи¬тельных объемах оборотов, устойчивости на товарном рынке, пр.); сведений о планируемых выставках, ярмарках;
С подсистемой управления сбытом:
Получение: сведений о заключенных договорах поставки; планов реализа-ции продукции на месяц, квартал год; отчетов о выполнении планов реа-лизации продукции; заявок на проведение маркетингового анализа опто-вых и роз¬ничных цен на реализуемую продукцию; отзывов контрагентов на поставляемую продукцию; документов, необходимых для оформления участия в выстав¬ках, ярмарках.
Предоставление: обобщенной информации о спросе на выпускаемую предприя¬тием продукцию, в том числе по отдельным позициям номенкла-туры и о факторах, определяющих его; сведений о конкурентной среде по вопросам ценовой полити¬ки, объемов оборота, конкурентоспособности, скорости реализации продукции; информации о состоянии товарного рынка; сведений о крупных покупателях продукции (предполагаемых дей-ствительных объемах оборотов, финансовой способности, устой¬чивости на товарном рынке, пр.); сведений о планируемых выставках, ярмарках.
С подсистемой правого обеспечения:
Получение: результатов правовой экспертизы на соответствие действую-ще¬му законодательству представленных для визирования договоров, при¬казов, распоряжений, инструкций; согласованных претензий и исков к контрагентам по поводу на¬рушения ими договорных обязательств; разъяс-нений действующего законодательства и порядка его при¬менения; анализа изменений и дополнений законодательства;
Предоставление: приказов, распоряжений, инструкций, проектов дого-воров для визирования и правовой экспертизы; материалов для предъ-явления претензий и исков к контраген¬там и покупателям по поводу нарушения ими договорных обяза¬тельств; претензий, предъявленных предприятию контрагентами; имеющихся сведений о поставщиках, покупателях, иных кон¬трагентах; заявок на поиск необходимых норма-тивно-правовых докумен¬тов и на разъяснение действующего законода-тельства.
С подсистемой управления кадрами:
Получение: штатных расписаний и положений о структурных подразделе¬ний предприятия для увязки с маркетинговыми планами; положений о персонале; положений о премировании; графиков работы предприятия; планов подготовки и повышения квалификации работников; отчетов о выполнении заявок на подбор кадров;
Предоставление: предложений по изменению организационно-управленческой структуры предприятия для закрепления в штатных расписаниях и положениях о структурных подразделениях предприятия; информации о количественной и качественной потребности пред¬приятия в персонале; заявок на подбор персонала для отдела; перечня мероприятий, проведение которых необходимо для по¬вышения квалификации работни-ков предприятия по отдельным на¬правлениям.
|