1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ.
1.1. Назначение, цели ИС. Виды ИС.
Тенденции развития современных информационных технологий приводят к постоянному возрастанию сложности информационных систем (ИС), создаваемых в различных областях экономики. Современные крупные проекты ИС характеризуются, как правило, следующими особенностями [1]:
• сложность описания (достаточно большое количество функций, процессов, элементов данных и сложные взаимосвязи между ними), требующая тщательного моделирования и анализа данных и процессов;
• наличие совокупности тесно взаимодействующих компонентов (подсистем), имеющих свои локальные задачи и цели функционирования (например, традиционных приложений, связанных с обработкой транзакций и решением регламентных задач, и приложений аналитической обработки (поддержки принятия решений), использующих нерегламентированные запросы к данным большого объема);
• отсутствие прямых аналогов, ограничивающее возможность использования каких-либо типовых проектных решений и прикладных систем;
• необходимость интеграции существующих и вновь разрабатываемых приложений;
• функционирование в неоднородной среде на нескольких аппаратных платформах;
• разобщенность и разнородность отдельных групп разработчиков по уровню квалификации и сложившимся традициям использования тех или иных инструментальных средств;
• существенная временная протяженность проекта, обусловленная, с одной стороны, ограниченными возможностями коллектива разработчиков, и, с другой стороны, масштабами организации-заказчика и различной степенью готовности отдельных ее подразделений к внедрению ИС.
• Для успешной реализации проекта объект проектирования (ИС) должен быть, прежде всего, адекватно описан, должны быть построены полные и функциональные непротиворечивые и информационные модели ИС. Накопленный к настоящему времени опыт проектирования ИС показывает, что это логически сложная, трудоемкая и длительная по времени работа, требующая высокой квалификации участвующих в ней специалистов.
Миссия информационных систем [2] – производство нужной для организации информации для обеспечения эффективного управления всеми ее ресурсами, создание информационной и технической среды для осуществления управления организацией.
Чтобы разобраться в работе информационных систем, необходимо понять суть задач, которые она решает, а так же организационные процессы, в которые она включена.
Задача ИС [5] – обеспечение процесса принятия решений, а именно – предоставление нужной информации в нужное время и нужном месте.
В любой информационной системе организуются определенные процессы [5], чтобы:
- выявить информационные потребности;
- осуществить отбор источников информации;
- осуществить сбор информации;
- выполнить действия по обработке информации, оценке ее полноты и значимости и по представлению ее в удобном виде;
- вывести информацию для предоставления ее потребителям или передачи в другую систему;
- организовать использование информации для оценки тенденции, разработки прогнозов, оценки альтернатив решений и действий, выработки стратегии;
- организовать обратную связь – по результатам обработки данных осуществить коррекцию взаимодействия с внешней средой.
В соответствии с характером информации и решений в организации появляются ИС определенного уровня [3]:
Стратегические ИС – пользователями являются высшее руководство, совет директоров.
Тактические ИС – руководители подразделений и функциональных служб, менеджеры подразделений.
ИС оперативного управления – пользователи те же что и у тактических ИС.
Перечислим ряд функции [1] некоторых информационных систем.
ИС маркетинга:
- исследование рынка и прогнозирование продаж;
- управление продажами;
- рекомендации по производству новой продукции;
- анализ и установление цены;
- учет заказов.
Производственные ИС:
- планирование объемов работ и разработка календарных планов;
- оперативный контроль и управление производством;
- анализ работы оборудования;
- участие в формировании заказов поставщиков
- управление запасами.
Финансовые и учетные ИС:
- управление портфелем заказов;
- управление кредитной политикой;
- разработка финансового плана;
- финансовый анализ и прогнозирование;
- контроль бюджета;
- бухгалтерский учет и расчет зарплаты.
Кадровые ИС:
- анализ и прогнозирование потребности в трудовых ресурсах;
- ведение архивов записей о персонале;
- анализ и планирование подготовки.
И т.д.
1.2. Этапы разработки ИС.
Имеется четыре этапа создания информационных систем [6].
Эскиз проекта.
Подробное описание целей и задач проекта, ожидаемой прибыли, временных ресурсов, любых ограничений, доступных ресурсов и т.д.
Оценка проекта.
Это самая главная часть проекта. В ней принимаются, все важные решения, – что будут делать системы, как они будут работать, какая аппаратура и прикладные программы, будут использоваться и как они будут обслуживаться. Важнее всего, что здесь анализируются возможные затраты и прибыли от различных действий и производится конечный выбор.
Сначала готовят список требований к системе – детальный перечень того, что система будет делать для бизнеса и как ею управлять. Изучаются потребности постоянных пользователей, так как только они действительно знают, что им нужно и как это вписать в существующую деятельность.
Список включает в себя данные, которые предназначены для ввода, основные результаты и отчеты, количество пользователей, размеры информации, связи с другими существующими системами и т.д.
Следующая стадия состоит в том, чтобы посмотреть на требования к аппаратуре и программному обеспечению.
Анализ затрат и прибыли – это финальный шаг перед окончательным решением. Затраты на прикладные программы и аппаратуру относительно невелики. Большими затратами являются время на установку системы и время на поддержку ее работы.
Построение и тестирование.
Одним из самых недооцененных шагов в установке любой системы является ввод всех данных в систему до ее запуска.
Управление проектом и оценка риска.
Проект не завершен до тех пор, пока менеджер проекта не сможет продемонстрировать, что система работает надежно и приносит прибыль.
|