1.3. Ресурсы ИС.
Автоматизированная ИС управления организацией [1] – есть взаимосвязанная совокупность данных, оборудования, программных средств, персонала, стандартов процедур, предназначенных для сбора, обработки, распределения, хранения, выдачи информации в соответствии с требованиями, вытекающими из целей организации.
Автоматизированная ИС имеет обеспечивающую и функциональную части. Обеспечивающая часть - это и есть ресурсы ИС [6]. Она состоит из информационного, математического, программного, организационного, технического и правового обеспечения.
1.3.1. Технические
Техническое обеспечение [6] – комплекс технических средств, предназначенных для работы ИС, а так же соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.
В целом, рассматривая технические средства можно разбить на следующие группы:
- средства компьютерной техники;
- средства коммуникационной техники;
- средства организационной техники.
Средства компьютерной техники предназначены для реализации комплексных технологий обработки и хранения информации и являются базой интеграции всех современных технических средств обеспечения управления информационными ресурсами.
Средства коммуникационной техники, предназначенные, для реализации технологий передачи информации и предполагают как автономное функционирование, так и в комплексе со средствами компьютерной техники.
Средства организационной техники предназначены в основном для реализации технологии хранения, предоставления и использования информации, а также для выполнения различных вспомогательных операций в рамках тех или иных технологий информационной поддержки управленческой деятельности.
1.3.2. Математические.
Математическое обеспечение [6] – совокупность математических методов, моделей, алгоритмов обработки информации, используемых при решении задач в информационной системе.
К средствам математического обеспечения относятся:
- средства моделирования процессов управления;
- типовые задачи управления;
- методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.
1.3.3. Программные.
Программное обеспечение [6] – совокупность программ для реализации целей и задач информационной системы, а так же нормального функционирования комплекса технических средств.
В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация.
К общесистемному обеспечению относятся комплексы программ, ориентированные на пользователей и предназначенных для решения типовых задач обработки информации.
Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы. В его состав входят пакеты прикладных программ, реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта.
Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.
1.3.4. Информационные.
Информационное обеспечение [6] – совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации, циркулирующей в организации, а также методологии построения баз данных.
В рамках информационного обеспечения имеются внемашинные и внутримашинные данные. Внемашинная информационная база воспринимается человеком без технических средств – наряды, акты, накладные и т.п.
Внутримашинная информационная база содержится на носителях и состоит из файлов. Она может быть создана как совокупность отдельных файлов, каждый из которых отражает некоторое множество однородных управленческих документов или как база данных.
В информационном обеспечении различают входные и выходные документы.
1.3.5. Организационные.
Организационное обеспечение [6] – это совокупность методов, средств и документов, регламентирующих взаимодействие персонала информационной системы с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.
Это различные методические и руководящие материалы по стадиям разработки, внедрения и эксплуатации информационной системы.
Организационное обеспечение реализует следующие функции:
- анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться информационная система, и выявление задач, подлежащих автоматизации;
- подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование информационной системы и технико-экономическое обоснование ее эффективности;
- разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.
1.3.6. Правовые.
Правовое обеспечение [6] – это совокупность правовых норм, регламентирующих создание, юридический статус и эксплуатацию информационных систем. Регламентируется порядок получения, преобразования и использования информации.
Главной целью правового обеспечения является укрепление законности.
В состав правового обеспечения входят: законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти.
|