ВВЕДЕНИЕ – ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Последнее десятилетие наблюдается стремительное развитие информа-тизации всех сфер жизни российского общества. Следовательно, растет по-требность в разработках информационных систем как научно-технического, так и экономического характера. Автоматизация потоков информации, при-менение экономико-математических методов обработки данных, внедрение в практику работы баз данных и баз знаний – все это приняло совершенно но-вые, конкретные способы формирования, подготовки управленческих реше-ний и их реализации.
Однако на сегодняшний день в нашей стране недостаточно теоретиче-ских работ в сфере автоматизации маркетинга. Поэтому возникает необходи-мость в систематизации знаний, касающихся данной научно-практической области, а также в развитии методического аспекта процесса создания и прак-тики использования новых информационных технологий в маркетинговой деятельности.
От эффективности работы служб маркетинга зависит в целом эффектив-ность работы всего предприятия. Основные проблемы маркетинга – это ана-лиз и прогнозирование рынка, продвижение товаров и услуг предприятия. Принятие решений по этим проблемам может быть эффективным только при полном информационном обеспечении. Этого можно достичь созданием еди-ной информационной системы маркетинга, включающей техническое, мате-матическое, информационное, программное, организационно-правовое обес-печение и модель функционирования службы маркетинга. В настоящей рабо-те предлагается такая технология проектирования информационной системы маркетинга, которая характеризуется полнотой охвата решаемых задач, взаи-мосвязью этих задач между собой (бизнес-процессов), учетом изменений рынка и информационных потребностей.
Цели и задачи
Целью данной работы является анализ экономико-информационной сре-ды ОАО РИАТ, и разработка подсистемы центра маркетинга и рекламы, ин-тегрированной в информационную систему предприятия.
Субъект исследования
Субъектом данного исследования выбрана компания ОАО РИАТ, кото-рая уже в течении нескольких лет награждается дипломом «Лучший дилер ОАО «КамАЗ», который вручается на ежегодной конференции дилеров. Это обуславливается не только объемами реализации автомобилей, но и вкладом ОАО «РИАТ» в формирование модельного ряда ОАО «КамАЗ». В прейску-ранте ТФК «КАМАЗ» около 40 % автомобилей изготавливаются с участием ОАО «РИАТ». Поэтому выбор данной фирмы как субъекта исследования яв-ляется актуальным в условиях нашего города.
Объект исследований
В данной работе проведено исследование и анализ информационной сис-темы ОАО РИАТ. В результате этого анализа было установлено, что на пред-приятии сложилась и действует определенная информационная система, ко-торая позволяет достаточно полно автоматизировать работу отделов и под-разделений предприятия. ИС ОАО РИАТ основана на комплексе 1С:Предприятие с модулями Бухгалтерия, Торговля и Склад, Зарплата (также используется множество других специализированных программ). Использо-вание 1С:Предприятия обуславливает наличие недостатков. К недостаткам и относится отсутствие интегрированной информационной подсистемы марке-тинга, недостаточное использование маркетинговых исследований, недостат-ки в автоматизации применения математических и статистических методов, методов маркетингового анализа, наличие определенных трудностей в обра-ботке и анализа данных при наличии децентрализованной базы данных мар-кетинговой информации.
Опыт множества российских компаний показывает, что основная причи-на неудач внедрения информационной подсистемы маркетинга видится в сла-бой регламентации процедур маркетинговых исследований, в слабой развито-сти применения комплексной информационной системы всего предприятия - потребителя информации, поставляемой информационной системой марке-тинга.
В связи с этим на данном предприятии представляется возможным спро-ектировать информационную подсистему «Маркетинг» в рамках общей ин-формационной системы.
Задача создания информационной системы маркетинга предприятия яв-ляется актуальной еще и потому, что автоматизация информационных про-цессов в этой области в условиях интенсивного развития рыночных отноше-ний является стратегическим фактором конкуренции.
Принятие решений по этим проблемам может быть эффективным только при полном информационном обеспечении. Этого можно достичь созданием единой информационной подсистемы маркетинга, включающей техническое, математическое, информационное, программное, организационно-правовое обеспечение и модель функционирования службы маркетинга. В моей работе предлагается такая технология проектирования информационной системы маркетинга, которая характеризуется полнотой охвата решаемых задач, взаи-мосвязью этих задач между собой, учетом изменений рынка и информацион-ных потребностей.
Используемые методики
Информационная система маркетинга должна основываться на инфор-мационно-математической модели функционирования служб маркетинга и характеризоваться следующими особенностями:
1. Декомпозиция информационной системы по принципу «подсистема – задачи - функции» основана на проблемно-ориентированном подходе.
2. Проектирование технического, математического, информационного, про-граммного обеспечения осуществляется с учетом информационных по-токов, набора решаемых задач, потенциальной возможности учета изме-нений рынка.
3. Использование для принятия управленческих решений корреляционно - регрессионного и трендового анализа, имитационного моделирования на основе информационно-математических моделей сегментирования и планирования бюджета рекламы.
4. Использование методик маркетингового анализа: сегментирование, по-зиционирование, анализ каналов коммуникаций, анализ конкурентоспо-собности – SWOT анализ и др.
5. ИС маркетинга следует рассматривать как одну из подсистем общей ин-формационной системы предприятия.
6. Применение в качестве идеологии построения базы данных – технологии CRM (Управление взаимоотношениями с клиентами).
|