3.4. АНАЛИЗ РЫНКА ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ
Перед созданием документа Техническое Задание информационно-аналитической системы маркетинга необходимо рассмотреть рынок инфор-мационно-аналитических систем, основные характеристики предлагаемых ИАС, сделать выводы о возможном внедрении
В следующей таблице будут приведены характеристики основных про-граммных продуктов лидеров отечественного рынка автоматизации марке-тинговой деятельности.
К наиболее достойным следует отнести системы Marketing-Expert (фир-мы Про-Инвест) и Marketing-Analytic (фирма Курс). Общим недостатком дан-ных систем является их высокая стоимость и невозможность самостоятельной доработки и интеграции в существующую информационную систему. Оба комплекса поддерживают элементы CRM, что подтверждает актуальность применения данной технологии.
Таблица № 3. Сравнительные характеристики ИАС Маркетинга
Характеристики Бест-маркетинг
(фирма БЕСТ) Marketing-Expert
(фирма Про-Инвест) Kasatka-Marketing
(Касатка) Marketing-Analytic 4.0
(Фирма КУРС)
Основные ха-рактеристики -удобный и эффективный ин-струментарий.
-может использоваться на предприятиях производства, торговли и сферы услуг.
-Ввод осуществляется в ви-де оценок по принципу "ху-же/лучше", которые преобра-зуются в количественные, что позволяет проводить со-ответствующие расчеты.
-В числе методик, на которых базируется "БЭСТ-Маркетинг" - SWOT-анализ и модель Розенберга, метод 4Р, матрица Анзоффа 3 продукта:
1. Forecast Expert направлен на статистический анализ и прогнозы;
2. Audit Expert – функции маркетингового анализа, и много других функций, не-свойственных маркетингу;
3. Sales Expert – Программа для комплексной работы с клиентами.
Используется технология клиент-сервер. Предназначена для оценки, исследования рынка и последующего ведения всех разрабо-ток.
На 90% продукт состоит из качественного напол-нения.
интегрированная информацион-но-аналитическая система, по-зволяющая реализовать ком-плексный подход к управлению маркетинговой деятельностью предприятия на всех ее этапах.
предназначен для решения задач накопления маркетинговых дан-ных, автоматизации маркетинго-вых исследований, стратегическо-го и оперативного планирования маркетинговой деятельности. Мо-дули системы:
оперативный CRM, автоматиза-ция маркетинговых исследований
Возможность ин-теграции с 1С - + - +
Наличие CRM - + - +
Достоинства Простой интерфейс и лег-кость овладения программой;
Небольшая цена; Централизованная база данных, размещенная на сервере (при уходе сотруд-ника клиент не теряется);
Полная история по работе с клиентами;
Внушающий доверие список пользователей программой; Наличие базы знаний и элементов экспертных систем Огромное количество возможно-стей анализа данных;
Возможность работы с картой при многомерном сегментировании;
Логическая завершенность и це-лостность программного;
Недостатки Небольшие аналитические возможности;
Невозможность обмена дан-ными с 1С-Предприятием;
Нет накопления данных;
Только локальный выриант невозможность подключения "Marketing Expert" к инфор-мационной системе пред-приятия;
Неполное соответствие тре-бованиям технического за-дания;
Слабый набор методик ана-лиза Данный продукт в боль-шей степени является консультационной сис-темой и не соответствует требованиям Техниче-ского задания, что не умаляет его достоинства.
Достаточно высокая цена;
Невозможность самостоятельной «доработки» под ОАО РИАТ. Один человеко-час их «доработ-чиков» - 20$ ;
Стоимость 20 раб. мест 1200 долларов США 8660 долларов США 700 долларов США 13 600 долларов США
3.4.1. Заключение о целесообразности внедрения
Достаточно высокая цена наиболее достойных продуктов во многом ста-вит под сомнение целесообразность их внедрения. Высокая цена комплексно-го решения и трудности доработки достаточно сильно уменьшат эффектив-ность от внедрения. Местонахождение разработчиков (в основном город Мо-сква) также увеличит стоимость внедрения и доводки системы.
Таким образом, указанные факторы позволяют сделать вывод о необхо-димости применения «ручной» технологии индивидуального (оригинального) проектирования.
3.5. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
3.5.1. Характеристика существующей информационной системы
Характеристика объекта и результатов его функционирования
Информационная система ОАО РИАТ представляет собой налаженную сис-тему, основанную на комплексе бухгалтерского учета 1С:Предприятие с мо-дулями Бухгалтерия, Торговля и Склад, Зарплата, использование которого и обуславливает наличие недостатков. К одному из недостатков и относится от-сутствие информационной системы маркетинга.
Описание существующей информационной системы
На сегодняшний день база данных информационной системы маркетинга на предприятии представлена набором файлов и шаблонов MS Excel. На ос-нове шаблонов создаются новые отчеты и хранятся в таком виде.
Отчеты за каждый год хранятся в отдельных папках (99, 00, 01, 02, 03). К отчетам имеется доступ через сеть.
Описание недостатков существующей информационной системы
1. Неудобность поиска интересующих данных;
2. Отсутствие системы безопасности данных;
3. Отсутствие системы резервного копирования;
4. Отсутствие возможности автоматизировано применять статистиче-ские методы.
Обоснование необходимости совершенствования информационной системы объекта
При создании ИАС маркетинга возможно получить качественное улуч-шение работы центра маркетинга и рекламы за счет автоматизации функций переноса оперативных данных из 1С-Предприятие в создаваемую базу дан-ных. Также возможно устранение выше перечисленных недостатков.
.
3.5.2. Характеристика ИАС создаваемой собственными силами
Цели, критерии и ограничения создания ИАС
Целью создания ИАС является увеличение производительности труда работников предприятия, своевременное предоставление маркетинговой от-четности руководству, применение автоматизированных статистических и математических методов анализа данных.
Основным критерием создания ИАС является её ограниченность сущест-вующей информационной системой ОАО РИАТ, в том числе технической ба-зой. Данная ограниченность означает необходимость интеграции создаваемой ИАС в существующую систему.
Функции и задачи создаваемой ИАС
Ниже перечислены основные функции ИАС маркетинговой отчетности в порядке очередности проектирования и внедрения:
1. Сбор и накопление внутренних экономических показателей;
2. Сбор и накопление внешней маркетинговой информации;
3. Предоставление информации руководству в обработанном виде;
4. Поддержка маркетинговых исследований;
5. Анализ маркетинговой информации с помощью статистических и матема-тических методов;
Общие требования к проектируемой системе
Проектируемая ИАС должна соответствовать следующим требованиям:
1. Соответствие имеющейся системе отчетов;
2. Создание системы безопасности для данных, являющихся коммерческой тайной;
3. Создание системы резервного копирования;
4. ИАС должна проектироваться на основе имеющегося на предприятии технического и программного обеспечения;
5. Удобство и простота интерфейса ИАС;
6. Легкость сопровождения и модернизации ИАС;
Требования к информационному, математическому, техническому и программному обеспечению
Программное обеспечение
ИАС маркетинговой отчетности должна быть спроектирована в виде ба-зы данных. В качестве СУБД (Система Управления Базой Данных) будет ис-пользоваться утилита Enterprise Manager пакета MS SQL Server 2000. Данный пакет позволяет быстро спроектировать базу данных, а также предоставляет широкие возможности сопровождения и администрирования. Разработка кли-ентского приложения для управления и анализа данных будет производиться с помощью среды программирования Borland Delphi 6.0. Данный язык про-граммирования позволит реализовать алгоритмы статистического и матема-тического анализа данных. Сама база данных должна быть разработана в формате MS SQL Server 2000. Данная концепция позволит использовать пре-имущества технологии «Клиент-Сервер», что необходимо в силу большого объема информации.
Техническое обеспечение информационной системы предприятия (сер-веры, сетевое оборудование, рабочие станции и т.д.) полностью соответству-ют предъявляемым требованиям к техническому обеспечению ИАС марке-тинговой отчетности.
Математическое обеспечение будет представлено набором алгоритмов статистического (анализ временных рядов, прогнозирование на основе тренда или регрессии, регрессионный анализ, индексный анализ) и математического (модель разработки рекламного бюджета, модель сегментирования рынка) анализа.
3.5.3. Планируемые работы по созданию ИАС
Этапы создания
1. Проектирование ИАС (информационного, технического, математического обеспечения)
2. Разработка ИАС
- информационного обеспечения (база данных)
- программного обеспечения (СУБД и алгоритмы анализа)
3. Тестирование ИАС
4. Ввод нормативно-справочной информации
5. Ввод информации за прошлые годы
6. Подготовка технической документации
7. Ввод в промышленную эксплуатацию
Перечень задач и исполнители
Разработка ИАС –
Консультации по информационным системам –
Консультации по технологии –
|