– ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА ПОДСИСТЕМЫ «МАРКЕТИНГ»
4.1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ
4.1.1. Описание предметной области. Формы документов
4.1.1.1. Предметная область
Основная цель службы маркетинга на предприятии заключается в нала-живании системы обработки и подачи необходимой для обеспечения конку-рентоспособности информации о рынке в подразделения фирмы, а также в организации регулярного обмена информацией между подразделениями.
Если внешний маркетинг поставляет информацию из внешней среды предприятия, то внутренний маркетинг исследует свою фирму изнутри. При-чем эти исследования начинаются от выявления узких мест и потенциальных возможностей отдельных подразделений предприятия и заканчиваются соз-данием механизма управления затратами фирмы (управленческий учет). [20]
Центр маркетинга и рекламы ОАО «РИАТ» также отвечает за получение всеми подразделениями внешней экономической информации в виде готовых отчетов, поэтому на центр маркетинга и рекламы ложится большая информа-ционная нагрузка по поиску, выявлению и анализу необходимой информации и дальнейшей её маршрутизации по структурам предприятия.
4.1.1.2. Информационное взаимодействие
Таблица № 4. Входные документы[9]
Подразделения предприятия Наименование документа Периодичность
Генеральный ди-ректор Приказы, указания, распоряжения по предприятию по мере поступле-ния
Утвержденные планы работ по службе маркетинга
Оперативные запросы, поручения
Финансовый ди-ректор
Главная бухгалте-рия
ПЭО
Утвержденные цены и виды скидок на все виды продукции в развернутом ас-сортименте по мере их утвер-ждения
Финансовый план по выпуску продукции по месяцам, кварталам, полугодиям, году и данные о его выполнении.
Директор по про-изводству
Технический ди-ректор
ОГТ, ОТК
Планы производства в развернутом ас-сортименте и данные о его фактическом выполнении. по месяцам, квар-талам, полугодиям и году
Планы мероприятий по совершенствова-нию качества продукции. по мере поступле-ния
Планы технического перевооружения производства, освоения новых видов продукции или сокращения объемов от-дельных видов продукции
Отдел информа-ционных техноло-гий Информация о технических и программ-ных ресурсах предприятия, планов мо-дернизации технического и программно-го переоснащения структурных подраз-делений предприятия по мере формиро-вания
Коммерческий ди-ректор
Отдел сбыта (про-даж)
Отдел снабжения План поставок продукции по договорам в развернутом ассортименте по регионам и данные о фактической отгрузке по меся-цам, кварталам, полугодиям, году.
Сводная информация по объемам не-удовлетворенного спроса по конкретным видам продукции и по конкретным Кли-ентам
Информация о новых законодательных актах, касающихся сферы деятельности службы маркетинга.
Таблица № 5. Выходные документы
Наименование документа Периодичность
1) Проект тематико-финансового плана рекламных и Паблик рилейшнз мероприятий. Полугодие/год
2) Оригинал-макеты на элементы фирменного стиля и на всю рекламную продукцию по мере ее пред-ставления Испол-нителями
3) План мероприятий по стимулированию сбыта полугодие/год
4) Конъюнктурный обзор рынка в развернутом ассор-тименте в целом по России и по регионам в частности, включающий оценку уровня и тенденций спроса, сег-ментирование рынка и анализ положения предприятия на нем Не реже одного раза в полугодие
5) Предложения по освоению новых и перспективных рынков сбыта.
6) Кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы ситуа-ции на рынке и анализ возможных принципиальных тенденций изменения конъюнктуры рынка. по мере необхо-димости
7) Проект плана маркетинга предприятия и результа-ты оперативного контроля за его выполнением Не реже одного раза в полугодие.
8) Предложения по изменению структуры ассорти-ментных ограничений при отгрузке с учетом пожела-ний Потребителей и сезонных колебаний спроса на от-дельные виды продукции по мере их фор-мирования.
9) Информация о ценах на аналогичную продукцию основных конкурентов Не реже одного раза в полугодие или по запросу.
10) Результаты анализа эластичности спроса и размера цены спроса на продукцию в развернутом ассортимен-те в целом по России и по базовым регионам Не реже одного раза в полугодие.
11) Предложения по формированию и/или корректи-ровке дилерских, дистрибьюторских и отпускных цен по мере их фор-мирования.
12) Данные о сравнительной оценке качества продук-ции предприятия, ее фасовки и упаковки по отноше-нию к продукции основных конкурентов по результа-там опросов Потребителей Не реже одного раза в полугодие.
13) Предложения по корректировке структуры ассор-тимента выпускаемой продукции, сокращению или снятию с производства отдельных видов продукции и освоению новых.
14) Структуры матриц баз данных “Потребители” и “Конкуренты”, техническое задание по разработке про-граммного обеспечения необходимого для проведения маркетингового анализа по мере необхо-димости
15) Предложения по альтернативному плану сбыта на случай непредвиденных ситуаций, включая сезонные колебания спроса. по мере необхо-димости
16) Анализ конъюнктуры рынка сырья по запросу
4.1.1.3. Формы документов
Спецификой деятельности центра маркетинга и рекламы является то, что нет единого стандарта для форм документов. Большинство документов имеет произвольную форму и неопределенную дату и периодичность формирова-ния. Поэтому важно разработать внутрифирменные правила и соглашения для разработки шаблонов и обязательных элементов данных документов.
4.1.2. Определения предметной области
Определения предметной области представлены в Приложении 5.1.
4.1.3. Описание функционирования рассматриваемой под-системы, взаимосвязь с другими подсистемами
4.1.3.1. Функционирование подсистемы Маркетинга
Современный маркетинг охватывает все сферы деятельности предпри-ятия, позволяя ему адаптироваться в окружающей рыночной среде - созида-тельно и с пользой для себя. Маркетинг ориентирован на интересы рынка и исходит из приоритета потребительских желаний и предпочтений.
Целью центра маркетинга и рекламы ОАО РИАТ является разработка рекомендаций по следующим направлениям:
• определение сбытовой политики предприятия с учетом имеющихся ресур-сов и существующей динамики рынка;
• координация работы всех подразделений предприятия, имеющих отноше-ние к продажам.
Рекомендации центра маркетинга и рекламы, касающиеся рыночной ориентации, после утверждения руководством являются обязательными для всех служб предприятия. Маркетологи изучают рынок, обрабатывают огром-ные массивы информации, разрабатывают планы. В результате те наработки, которые были сделаны маркетологами, финансовые ресурсы, которые были затрачены на изучение рынка, приносят предприятию реальную пользу, кото-рая выражается в завоевании новых сегментов рынка, в повышении конку-рентоспособности предприятия, в повышении спроса.
Основные принципы и методы работы центра маркетинга и рекламы:
Все подразделения обязаны предоставлять центру маркетинга и рекламы любую информацию о результате своей деятельности. В свою очередь, центр маркетинга и рекламы обязан предоставлять подразделениям информацию, которая необходима им для рыночной ориентации. Очень важен совместный эффект действий, являющихся результатом обмена информацией. Это позво-ляет предприятию успешно достигать своих целей. Центр маркетинга и рек-ламы не подменяет и не дублирует другие подразделения, он создан лишь для того, чтобы сориентировать деятельность всех подразделений компании на потребности рынка, чтобы своевременно корректировать их работу и взаимо-действия между подразделениями с учетом интересов рынка. [9]
|