1.3.5. Организационные
Организационное обеспечение – совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.
Организационные мероприятия сопровождают все этапы жизненного цикла ИС, в том числе:
анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, реинжиниринг бизнес -процессов
построение информационно-математической модели предприятия
последовательное проектирование и разработку составляющих элементов ИС
внедрение ИС
сопровождение и развитие ИС
1.3.6. Правовые
Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование ИС, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.
В правовом обеспечении можно выделить общую часть (законы, указы, постановления государственных и местных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств или ведомств), регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.
Правовое обеспечение также включает в себя лицензии на программное и информационное обеспечение, а также лицензии на использование радиоканалов связи. Кроме того, к правовому обеспечению относятся права доступа к техническому, программному и информационному обеспечению информационных систем.
На этапе разработки ИС правовое обеспечение включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.
На этапе функционирования ИС правовое обеспечение включает
статус информационной системы;
права, обязанности и ответственность персонала;
порядок создания и использования информации и др.
1.4. Технологии принятия решений в условиях эксплуатации ИС
1.4.1. Технология факторного анализа («что-если»)
Факторный анализ - метод исследования экономики и производства, в основе которого лежит анализ воздействия разнообразных факторов на результаты экономической деятельности, ее эффективность.
При изучении экономических процессов весьма распространены относительно простые методы анализа, обобщенно называемые "что, если" и, как их варианты, - методы анализа чувствительности прогнозов, которые широко применяются в стратегическом менеджменте (финансовом, маркетинговом, производственном).
Средства однофакторного анализа "что, если" позволяют построить одномерную таблицу чувствительности (таблицу с одним входом), чтобы увидеть, как изменение значений одного фактора будет влиять на интересующие нас данные. Эти средства являются основой технологий "Базовая однофакторная таблица" и "Однофакторная таблица в базе данных".
Средства двухфакторного анализа позволяют проанализировать одновременное влияние изменения двух факторов на интересующий нас показатель. Это является основой технологии "Двухфакторная таблица" (таблица с двумя входами), которая может использоваться автономно, а также как дополнение к ранее составленным плановым или прогнозным таблицам (с целью анализа чувствительности ранее полученных прогнозов к двум факторам).
В общем случае можно выделить следующие основные этапы факторного анализа:
• Постановка цели анализа.
• Отбор факторов, определяющих исследуемые результативные показатели.
• Классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного и системного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной деятельности.
• Определение формы зависимости между факторами и результативным показателем.
• Моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями.
• Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.
• Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами).
Отбор факторов для анализа того или иного показателя осуществляется на основе теоретических и практических знаний в конкретной отрасли. При этом обычно исходят из принципа: чем больший комплекс факторов исследуется, тем точнее будут результаты анализа. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что если этот комплекс факторов рассматривается как механическая сумма, без учета их взаимодействия, без выделения главных, определяющих, то выводы могут быть ошибочными.
Важным методологическим вопросом в факторном анализе является определение формы зависимости между факторами и результативными показателями: функциональная она или стохастическая, прямая или обратная, прямолинейная или криволинейная. Здесь используется теоретический и практический опыт, а также способы сравнения параллельных и динамичных рядов, аналитических группировок исходной информации, графический и др.
В зависимости от типа факторной модели различают два основных вида факторного анализа – детерминированный и стохастический.
Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т. е. когда результативный показатель факторной модели представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.
Данный вид факторного анализа наиболее распространен, поскольку, будучи достаточно простым в применении (по сравнению со стохастическим анализом), позволяет осознать логику действия основных факторов развития предприятия, количественно оценить их влияние, понять, какие факторы и в какой пропорции возможно и целесообразно изменить для повышения эффективности производства.
Стохастический анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной). Если при функциональной (полной) зависимости с изменением аргумента всегда происходит соответствующее изменение функции, то при корреляционной связи изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель. Например, производительность труда при одном и том же уровне фондовооруженности может быть неодинаковой на разных предприятиях. Это зависит от оптимальности сочетания других факторов, воздействующих на этот показатель.
Стохастическое моделирование является в определенной степени дополнением и углублением детерминированного факторного анализа. В факторном анализе эти модели используются по трем основным причинам:
- необходимо изучить влияние факторов, по которым нельзя построить жестко детерминированную факторную модель (например, уровень финансового левериджа);
- необходимо изучить влияние сложных факторов, которые не поддаются объединению в одной и той же жестко детерминированной модели;
- необходимо изучить влияние сложных факторов, которые не могут быть выражены одним количественным показателем (например, уровень научно-технического прогресса).
В отличие от жестко детерминированного стохастический подход для реализации требует ряда предпосылок:
• наличие совокупности;
• достаточный объем наблюдений;
• случайность и независимость наблюдений;
• однородность;
• наличие распределения признаков, близкого к нормальному;
• наличие специального математического аппарата.
Построение стохастической модели проводится в несколько этапов:
- качественный анализ (постановка цели анализа, определение совокупности, определение результативных и факторных признаков, выбор периода, за который проводится анализ, выбор метода анализа);
- предварительный анализ моделируемой совокупности (проверка однородности совокупности, исключение аномальных наблюдений, уточнение необходимого объема выборки, установление законов распределения изучаемых показателей);
- построение стохастической (регрессионной) модели (уточнение перечня факторов, расчет оценок параметров уравнения регрессии, перебор конкурирующих вариантов моделей);
- оценка адекватности модели (проверка статистической существенности уравнения в целом и его отдельных параметров, проверка соответствия формальных свойств оценок задачам исследования);
- экономическая интерпретация и практическое использование модели (определение пространственно-временной устойчивости построенной зависимости, оценка практических свойств модели).
Кроме деления на детерминированный и стохастический, различают следующие типы факторного анализа:
- прямой и обратный;
- одноступенчатый и многоступенчатый;
- статический и динамичный;
- ретроспективный и перспективный (прогнозный).
При прямом факторном анализе исследование ведется дедуктивным способом – от общего к частному. Обратный факторный анализ осуществляет исследование причинно-следственных связей способом логичной индукции – от частных, отдельных факторов к обобщающим.
Факторный анализ может быть одноступенчатым и многоступенчатым. Первый тип используется для исследования факторов только одного уровня (одной ступени) подчинения без их детализации на составные части. Например, y=a*b. При многоступенчатом факторном анализе проводится детализация факторов a и b на составные элементы с целью изучения их поведения. Детализация факторов может быть продолжена и дальше. В этом случае изучается влияние факторов различных уровней соподчиненности.
Необходимо также различать статический и динамический факторный анализ. Первый вид применяется при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату. Другой вид представляет собой методику исследования причинно-следственных связей в динамике.
И, наконец, факторный анализ может быть ретроспективным, который изучает причины прироста результативных показателей за прошлые периоды, и перспективным, который исследует поведение факторов и результативных показателей в перспективе.
Основы функционально-стоимостного анализа (ФСА)
Функционально-стоимостный анализ (ФСА) как метод повышения полезного эффекта объекта на единицу совокупных затрат за его жизненный цикл в настоящее время широко применяется в промышленно развитых странах. Области применения ФСА: оптимизация конструкции машин и оборудования, технологий, организационных структур фирм и их подразделений, методов организации производства.
Этот метод достаточно глубоко разработан, описан в литературе. Поэтому здесь остановимся только на основных особенностях ФСА.
Основные задачи ФСА:
• достижение оптимального соотношения между полезным эффектом объекта и совокупными затратами за его жизненный цикл;
• нахождение совершенно новых технических решений за счет применения функционального подхода;
• снижение расхода различных видов ресурсов по стадиям жизненного цикла объекта за счет ликвидации или сокращения вспомогательных и вредных (ненужных) функций объекта.
Основные принципы проведения ФСА:
• принцип функционального подхода, т.е. рассмотрения объекта исследования с позиций тех функций, для выполнения которых он создается;
• принцип стоимостной оценки, заключающийся в непрерывной экономической оценке возникающих технических решений;
• принцип системного подхода к объекту ФСА;
• принцип комплексного подхода;
• принцип динамического подхода;
• принцип полного использования достижений информатики и эвристики и др.
Основные особенности проведения ФСА:
• объектом анализа может быть любая система (с любым количеством элементов и связей), ее подсистемы или элементы, по которым можно количественно выразить полезный эффект их функционирования по назначению;
• глобальным критерием ФСА является максимум полезного эффекта объекта на единицу совокупных затрат ресурсов за его жизненный цикл;
• одновременно и с равной степенью детализации анализируется оптимальность элементов полезного эффекта и совокупных затрат по объекту;
• при проведении ФСА прежде всего устанавливается целесообразность функций, которые должен выполнять проектируемый объект в конкретных условиях, либо целесообразность, достаточность и избыточность функции существующего объекта. Не функции создаются или уточняются для объекта, а наоборот, выбирается или проектируется объект для выполнения необходимых функции с минимальными затратами за его жизненный цикл.
Организация работ по ФСА представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание условий для проведения работ по ФСА и непосредственное проведение ФСА конкретных объектов, и включает:
а) подготовку к внедрению метода, пропаганду его возможностей для повышения эффективности производства;
б) обучение менеджеров и специалистов основам метода;
в) подготовку специалистов для работы в координационной группе по внедрению ФСА;
г) обеспечение работ по ФСА нормативно-методическими документами;
д) формирование и функционирование рабочих органов ФСА, интегрированных с существующими службами фирмы;
е) создание экономических условий для проведения работ по ФСА и внедрения рекомендаций ФСА на основе их планирования, финансирования и стимулирования.
Для организации и координации работ по ФСА на фирме организуют координационный совет по проведению работ по ФСА в составе главных специалистов. Возглавляет координационный совет первый руководитель фирмы или, в крайнем случае, его заместитель.
Основные этапы проведения ФСА:
1) подготовительный;
2) информационный;
3) аналитический;
4) творческий;
5) исследовательский;
6) рекомендательный;
7) внедренческий.
На подготовительном этапе выполняются следующие работы:
• выбор объекта анализа;
• подбор членов исследовательской рабочей группы (ИРГ) для решения поставленных задач;
• определение сроков, конкретных результатов, которых должна достигнуть группа, порядка взаимодействия с соответствующими службами.
Информационное обеспечение ФСА предусматривает:
• подготовку, сбор, систематизацию информации об объекте ФСА и его аналогах;
• изучение потребностей и функций, которые нужно удовлетворить;
• прогнозирование конкурентоспособности объектов;
• изучение объекта и его аналогов;
• изучение условий их эксплуатации;
• изучение технологии создания объекта;
• построение структурно-экономической модели объекта;
• анализ стоимостной информации, определение затрат на изготовление и функционирование объекта и его составных частей, затрат на техническое обслуживание и ремонты объекта;
• дополнение структурно-элементной модели объекта и его составных частей стоимостной информацией;
• выявление зон наибольшего сосредоточения затрат в исследуемом объекте;
• анализ патентной информации в данной области, в том числе отклоненных предложений.
Аналитический этап ФСА включает:
• формулирование всех возможных функций объекта и его элементов;
• классификацию функций;
• построение функциональной модели объекта;
• оценку значимости функций экспертным методом;
• определение материальных носителей соответствующих функций;
• оценку связанных с осуществлением функций затрат в увязке с соответствующими материальными носителями;
• построение функционально-стоимостной диаграммы, модели объекта с применением принципа иерархичности системного подхода. Модель содержит элементы объекта, шифры элементов, абсолютные и удельные затраты по элементам, а также доли функций, выполняющих эти элементы;
• определение противоречий между значимостью функций и их стоимостной оценкой;
• формулирование задач совершенствования объекта для последующих задач ФСА.
На творческом этапе осуществляются:
• выработка предложений по совершенствованию объекта;
• анализ и предварительный отбор предложений для реализации;
• систематизация предложений по функциям;
• формирование вариантов выполнения функций.
На исследовательском этапе выполняются следующие работы:
• разработка эскизного проекта по отобранным вариантам;
• экспертиза подготовленных решений;
• отбор наиболее рациональных вариантов решений;
• создание при необходимости макетов или опытных образцов для проведения испытаний;
• проведение испытаний;
• окончательный выбор реализуемых решений;
• технико-экономическое обоснование решений.
На рекомендательном этапе осуществляются:
• рассмотрение представленных технических решений на научно-техническом совете;
• принятие решения о возможности их реализации;
• согласование мероприятий по реализации принятых решений.
На этапе внедрения осуществляются:
• включение мероприятий по обеспечению внедрения принятых предложений ФСА в соответствующие планы;
• контроль выполнения планов;
• оценка эффективности реализации планов;
• стимулирование работников за внедрение методов ФСА
|