1. ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИ-ОННЫХ СИСТЕМ
5.1. НАПРАВЛЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭКОНО-МИЧЕСКОЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ЭФФЕК-ТИВНОСТИ
Направления достижения экономической и управленческой эффектив-ности – это те области, грамотная проработка которых при создании и функ-ционировании информационной системы позволяет добиться этой эффектив-ности.
5.1.1. Уменьшение прямых затрат
Уменьшение прямых затрат – это, иначе говоря, экономия денежных средств и ресурсов в результате оптимизации каких-либо бизнес-процессов. Как показывает практика, внедрение информационных систем позволяет до-биться этого. Например, в авиастроительной компании Northrop (США) до внедрения информационной системы при производстве фюзеляжа истреби-теля «F/A-18» требовалось 400 тысяч бумажных носителей информации раз-личного формата. Когда Northrop перешла на автоматизированную информа-ционную систему, трехметровая куча бумаги по каждому фюзеляжу была пе-реведена на один компакт-диск. В случае необходимости уточнения инст-рукций сотрудники немедленно обращаются к базе данных, а менеджеры мгновенно вносят изменения в технологические процедуры, избегая при этом неудобств и противоречий, которые неизбежны при их оформлении с помо-щью бумажной документации. Внедренная информационная система позво-лила сэкономить $ 20 миллионов в год только на производстве фюзеляжей истребителей.
Уменьшение прямых затрат после внедрения информационных систем достигается также за счет оптимизации численности персонала. Автоматизи-рованные системы позволяют, например, сократить время выполнения от-дельных операций (в человеко-часах). И если раньше для выполнения какой-либо операции за определенное время требовалось привлечь несколько со-трудников, то после внедрения ИС на предприятии ту же работу, за то же время, и, возможно, с более высоким качеством выполняет один человек.
Применение методов математического и имитационного моделирования в информационной системе помогает устранить необоснованные издержки за счет оптимизации бизнес-процессов. К этим методам относятся, например, методы сетевого планирования, когда экономия достигается за счет более ра-ционального распределения ресурсов при управлении проектами, метод ре-шения транспортной задачи, при котором составляется наиболее экономич-ный план перевозок, метод управления запасами, который позволяет устано-вить наиболее экономичный объем запаса материальных ресурсов на скла-дах, и т.п.
5.1.2. Повышение эффективности оператив-ного управления
В результате внедрения информационных систем менеджмент предпри-ятий получил возможность оперативного получения огромных информаци-онных массивов, а значит, информационные системы способствуют повыше-нию эффективности и производительности труда на каждой стадии принятия стратегических решений. Посредством ли автоматизированного производст-ва, общения с потребителями в режиме реального времени, контроля над за-пасами информационные системы ускоряют как операционные процессы, так и процессы принятия решений. Обратимся снова к примеру авиастроитель-ной фирмы Northrop Corporation. Как уже было сказано, после внедрения ин-формационной системы сотрудники могут, в случае необходимости уточне-ния инструкций, обратиться к компьютерной базе данных, а менеджеры мгновенно вносят изменения в технологические процедуры, избегая не-удобств и противоречий, которые неизбежны при их оформлении с помощью бумажной документации.
Другой пример – программа составления рабочих графиков персонала информационной системы Taco Bell, одного из отделений PepsiCo. С помо-щью этой технологии менеджеры на местах смогли точно оценивать потреб-ности в человеческих ресурсах. Внедрение данной системы обошлось Taco Bell в $ 600 тысяч (закупка техники и программного обеспечения, обучение сотрудников), но ее ежегодный выигрыш составляет $ 30 миллионов (сокра-щение затрат и увеличение объема продаж). Применение новых информаци-онных технологий позволяет добиться не только снижения операционных издержек, но и существенно ускоряет процесс принятия управленческих ре-шений на местах.
5.1.3. Повышение оптимизации (плана) про-изводства
Одним из направлений достижения экономической и управленческой эффективности является оптимизация плана производства. В этой связи уме-стно вспомнить концепции управления предприятием MRP и MRP II. Ин-формационные системы, поддерживающие концепцию MRP, появились в США в 60-х гг. прошлого века. В 70-х гг. происходит эволюция MRP в MRP II. Отличия между этими концепциями заключается в том, что если в MRP сначала необходимо что-либо произвести и стараться потом продать, то в MRP II надо стараться производить то, что продается, и в требуемом объеме. То есть, создается непрерывная цепочка: маркетинг – производство – сбыт.
Эта концепция отражается в математических моделях использования ре-сурсов и загрузки мощностей производства.
Информационная система стандарта MRP II позволяет производить то, что востребовано рынком и в том количестве, которое сможет поглотить ры-нок. Это подразумевает проведение маркетинговых исследований и прогно-зирования.
5.1.4. Повышение эффективности маркетинга
Маркетинговые исследования и прогнозирование – это взгляд в настоя-щее и будущее рынка. Внедрение информационной системы на предприятии позволяет повысить эффективность маркетинга. Для этого используются прикладные программы, уменьшающие вероятность ошибок и повышающие скорость и качество маркетинговых исследований, а также методы статисти-ческого, корреляционно-регрессионного и дисперсионного анализа.
Плюс ко всему интеграция информационной системы во всемирную сеть Internet позволяет расширить рынки сбыта продукции и рынки производст-венных ресурсов, установив контакты с географически отдаленными покупа-телями и поставщиками.
5.1.5. Оптимизация организационных струк-тур
Оптимизация организационных структур является одной из стадий работ по созданию информационной системы. При игнорировании или недостаточ-но уделенном внимании этой стадии создаваемая информационная система продублирует недостатки и противоречия существующей организационной структуры и экономический и управленческий эффект проявится не в полной мере.
Оптимизация организационной структуры включает в себя перестройку оргструктуры под стратегию и концепцию развития предприятия с учетом факторов внешней среды, размеров предприятия, технологии и типа произ-водства. При этом необходимо добиться полноты функций, устранения дуб-лирования функций и устранения зон безответственности. Подробнее об оп-тимизации организационных структур – в следующей главе.
|