5.2.3. Методы оптимизации организационных структур
2.4.3.1 Функции управления
Исходя из классического определения содержания управления, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выпол-няет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов, и на основа-нии результатов исследований процессов управления общие функции имеют следующее содержание:
• Планирование рассматривается как постановка целей, определяющих перспективы развития и будущее состояние предприятия, а также спо-собы достижения намеченных целей.
• Организация направлена на установление конкретных параметров орг-структуры объекта и субъекта управления и взаимосвязей между ними, в том числе: уровней специализации, диверсификации и концентрации производства; степени централизации и децентрализации управления; разделения и кооперации труда в основном, вспомогательном произ-водстве и в аппарате управления; уровней организации рабочих мест и условий труда; квалификации работающих; регламентации работы подразделений, каждого работающего и предприятия в целом.
• Координация обеспечивает согласованность работ всех звеньев систе-мы управления предприятием; благодаря координации устанавливается единство отношений управляемой и управляющей систем, структур производства и управления.
• Регулирование создает отношения упорядоченности и устойчивости системы производства в случае её отклонения от заданных параметров.
• Контроль выполняет обратную связь производственных подразделений с аппаратом управления, он призван постоянно оценивать и давать ин-формацию о реализации объектом управления решений, относящихся к его компетенции.
• Анализ – разложение производственно-хозяйственных процессов управления на составляющие их элементы таким образом, чтобы полу-чить возможность исключить негативные проявления в организации производства и управления, выявить условия и тенденции их возник-новения, закрепить, синтезировать прогрессивные, дающие социально-экономический эффект.
• Мотивация – общая функция управления, побуждающая работников к производительному труду.
Управление производственно-хозяйственными процессами, такими, как мар-кетинг, финансирование, МТС, техническая подготовка производства, беспе-ребойное функционирование основного, вспомогательного и обслуживающе-го производства, сбыт, реализация и эксплуатация продукции, предполагает выполнение конкретных функций управления, являющихся подфункциями общих функций управления.
Исходя из конкретной научно-технической, хозяйственно-производственной или социальной ситуации, обусловленной действующей хозяйственной сис-темой или ее составляющими, по каждой функции управления принимается определенное количество управленческих решений, представляющих собой совокупный результат творческого процесса труда руководителей, специали-стов и технических исполнителей.
Подготовку управленческих решений призваны осуществлять специалисты, их оформление – технические исполнители, принятие решений и оценку ис-полнения – руководители. При управлении небольшими и несложными объ-ектами руководитель может сам готовить, оформлять и принимать управлен-ческие решения. Чем ниже иерархический уровень управления, тем вероят-нее возможность совмещения этих работ одним возможным лицом.
Процесс формирования каждой из стадий принятия управленческого реше-ния рассматривается как процедура, включающая операции и действия.
Операции представляют собой работу служащих, выполненную на одном ра-бочем месте за один прием при формировании конкретного управленческого решения. Операция складывается из действий, представляющих собой неде-лимую часть работы служащего, которая может быть выполнена над инфор-мацией с использованием одного вида технических средств или решаемую простейшим преобразованием информации: чтения, записи, вычисления и т.п.
Качество управленческих решений определяется конечными результатами производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Качеством управленческих решений и оперативностью их принятия оценивается эффек-тивность организационной структуры предприятия.
Для повышения эффективности организационной структуры необходимо проведение работ по оптимизации ее параметров, в том числе:
• Содержания и объема деятельности служащих;
• Численности руководителей, специалистов и других служащих;
• Числа ступеней управления, вплоть до перехода к неиерархическим (горизонтальным) структурам;
• Степени централизации функций управления и принятия управленче-ских решений;
• Числа и размеров объекта управления;
• Числа и масштабов органов управления;
• Числа подразделений, подчиненных одному руководителю;
• Соотношение числа линейных и функциональных органов управления;
• Уровня самоуправления трудового коллектива
Процесс совершенствования организационной структуры предприятия включает изучение условий и предпосылок ее перестройки, анализ функцио-нирования действующей структуры управления предприятия, технико-экономическое обоснование нововведений по рационализации структуры, разработку технического задания на совершенствование, проектирование и внедрение эффективных организационных решений, обеспечивающих повы-шение основных технико-экономических показателей деятельности предпри-ятия в целом.
2.4.3.2 Принципы и методы совершенствования орга-низационных структур.
К настоящему времени наиболее широкое применение нашли такие ме-тоды проектирования и совершенствования организационных структур, как метод структуризации целей, метод аналогий, блочный, экспертно-аналитический, нормативный, параметрический, аналитически-расчетный, организационного моделирования, в том числе имитационного моделирова-ния, графоаналитический, математико-статистический и другие.
Одни из указанных методов эффективны на предпроектной стадии про-ведения работ по совершенствованию организационной структуры, другие – на стадиях непосредственного проектирования и внедрения новых организа-ционных решений.
Приведенные выше методы построения и совершенствования организа-ционной структуры характеризуются следующими особенностями.
МЕТОД СТРУКТУРИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ
Метод структуризации функций предусматривает количественное и ка-чественное обоснование системы функций предприятия и анализ организа-ционных структур с точки зрения их соответствия этой системе. Анализ функций, развертывание их в иерархическую систему является важным эта-пом рационального построения организационной структуры любого органа, установление ответственности подразделений за конечные результаты дея-тельности, определение их места в системе управления, устранение дублиро-вания работ.
Система функций представляется либо графически как дерево функций, либо в матричных таблицах, а также в кодах. При структуризации функций обеспечивается взаимосвязанность, полнота, сопоставимость функций раз-ных уровней.
МЕТОД АНАЛОГИЙ
Наиболее распространенным в практике совершенствования организа-ционных структур является метод аналогий. Он заключается в применении организационных форм, которые дают большой социально-экономический эффект на предприятиях со сходными техническими и экономическими ха-рактеристиками, специализацией производства, спецификой организацион-ной среды по отношению к совершенствуемым оргструктурам.
Сущность метода аналогий заключается в разработке типовых организа-ционных структур и определении границ и условий их применения. При этом типовые организационные решения предусматривают:
• Прогрессивность и вариантность;
• Гибкость за счет возможности периодической корректировки;
• Возможность установления отклонений в случаях, когда условия рабо-ты производственной организации отличаются от условий, для которых предназначена типовая организационная структура.
БЛОЧНЫЙ МЕТОД
Эффективным методом использования типовых решений при функцио-нировании аппаратов управления является блочный метод типизации под-систем линейно-функциональных и программно-целевых структур. Проек-тируют блоки межотраслевой унификации и отраслевой.
Типовые блочные решения увязываются с индивидуальными организа-ционными решениями в единой организационной структуре.
Блочный метод ускоряет процесс проектирования организационных структур, в связи с чем повышается эффективность этого процесса.
Стадии блочного проектирования включают:
• Классификацию блоков по выбранным признакам;
• Обоснование перечня задач каждого блока;
• Разработку типовых организационных структур блоков-представителей классификационных групп.
Блочное проектирование дает возможность интегрировать блоки в цело-стную организационную структуру, обеспечить гибкость, экономичность и эффективность функционирования каждого блока в отдельности и организа-ционной структуры предприятия в целом.
ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД
Экспертно-аналитический метод проектирования и совершенствования организационных структур основывается на привлечении высококвалифици-рованных специалистов по управлению, управленческого персонала проек-тируемой производственной организации к процессу проектирования. При применении этого метода очень важна проработка форм систематизации, за-писи мнений и заключений экспертов. Данный метод зачастую не обладает высокой точностью и объективностью в связи с тем, что, как правило, у экс-пертов отсутствуют единые критерии оценок, на основе которых они оцени-вают степень рационализации построения той или иной организационной структуры. Описанный метод более эффективен при применении многошаго-вой экспертизы.
НОРМАТИВНЫЙ МЕТОД
Хорошо зарекомендовал себя на практике проектирования организаци-онных структур нормативный метод, который включает разработку и приме-нение, например, таких нормативов:
• Состав и содержание функций или классификатор функций управле-ния;
• Численность работников по функциям;
• Тип организационной структуры.
Критериями построения структуры аппарата управления при примене-нии этого метода выступают: норма управляемости, степень централизации функций, количество ступеней (уровней) управления, число звеньев, размеры подразделений, порядок подчиненности и взаимосвязи подразделений.
АНАЛИТИЧЕСКИ-РАСЧЕТНЫЙ МЕТОД
Суть аналитически-расчетного метода проектирования организационных структур заключается в том, что при его использовании проектировщики ориентируются на творческое сочетание совокупности определенной группы методов исходя из конкретных условий проектирования данной производст-венно-хозяйственной организации.
МЕТОД ОРГАНИЗАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других ото-бражений распределения полномочий и ответственности в организации, яв-ляющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов ор-ганизационных структур по взаимосвязи их переменных. Можно назвать не-сколько основных типов организационных моделей:
• математико-кибернетические модели иерархических управленче-ских структур, описывающие организационные связи и отношения в виде систем математических уравнений и неравенств;
• графоаналитические модели организационных систем, представ-ляющие собой сетевые, матричные и другие табличные и графиче-ские отображения распределения функций, полномочий, ответст-венности, организационных связей. Они дают возможность анали-зировать их направленность, характер, причины возникновения, оценивать различные варианты группировки взаимосвязанных ви-дов деятельности в однородные подразделения, “проигрывать” ва-рианты распределение прав и ответственности между разными уровнями руководства и т.п. Примерами могут служить “метас-хемные” описания материальных, информационных, денежных потоков совместно с управленческими действиями.
• натурные модели организационных структур и процессов, заклю-чающиеся в оценке их функционирования в реальных организаци-онных условиях. К ним относиться организационные эксперимен-ты – заранее спланированные и контролируемые перестройки структур и процессов в реальных организациях; лабораторные эксперименты – искусственно созданные ситуации принятия ре-шений и организационного поведения; управленческие игры – действия практических работников;
• математико-статистические модели зависимостей между исход-ными факторами организационных систем и характеристиками ор-ганизационных структур. Они построены на основе сбора, анализа и обработки эмпирических данных об организациях, функциони-рующих в сопоставимых условиях.
Таким образом, современный методический аппарат построения органи-зационных структур представляет большой набор методов и средств, приме-няемых в зависимости от характера решаемых проблем: комплексного или локального проектирования организационных структур, проектирования орг-структур строящихся производственных организаций или совершенствова-ния функционирующих и т.д.
Типичными недостатками применения на практике указанных методов является малая проработка вопросов предпроектного обследования и анализа функционирующих организационных структур; недооценка предпроектных работ, связанных с выбором методов анализа, организационного обеспечения всей работы по совершенствованию структур, недостаточной точностью оп-ределения количественных характеристик организационных структур, осо-бенно их основополагающих значений; численности руководителей, специа-листов и других служащих, норм управляемости и др.
|
Комментарии
2013-06-1109:39:31
2013-06-1109:37:14