4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
Вопрос об оценке эффективности внедрения информационной системы является довольно важным вопросом, так как любые крупные затраты тре-буют обоснования. Теоретически, можно провести полноценный проект, включающий в себя оценку (моделирование) ситуации “как есть”, оценку возможных при внедрении системы изменений “как будет”, сравнение обеих моделей и выявление результатов изменений с последующей финансовой оценкой. Такой проект был бы идеальным обоснованием вложения, но он весьма длителен и дорого стоит. Кроме того, для проведения такого проекта требуются очень высококвалифицированные специалисты по информацион-ным системам для оценки последствий внедрения, поэтому без посторонней помощи такой проект провести практически невозможно.
В реальности, оценка результативности внедрения производится по “средним отраслевым показателям”. Типичные средние результаты внедре-ния :
15-25% увеличение производительности
10-20% уменьшение складских запасов
20-50% сокращение сроков выполнения заказов
Значительно проще оценить эффективность проекта по внедрению ин-формационной системы, которая направлена на решение локальных задач, связанных с заменой тех или иных участков учета или управления. Когда же внедрение информационной системы производится из стремления получить неопределенно-глобальный результат, эффективность определить практиче-ски невозможно, хотя бы потому, что довольно сложно разделить результаты от внедрения информационной системы непосредственно и результаты от сопутствующих изменений.
Под прямой экономической эффективностью понимают эко¬номию мате-риально-трудовых ресурсов и денежных средств, полученную в результате сокращения численности управлен¬ческого персонала, фонда заработной пла-ты, расхода основ¬ных и вспомогательных материалов вследствие автоматиза¬ции конкретных видов планово-учетных и аналитических ра¬бот.
Не исключено, что внедрение на первом этапе не при¬ведет к уменьше-нию числа работников планово-учетных служб. В этом случае учитывают косвенную эффективность, проявляющуюся в конечных результатах хозяйст-венной дея¬тельности предприятия. Ее локальными критериями могут быть: сокращение сроков составления сводок, повышение ка¬чества планово-учетных и аналитических работ, сокращение документооборота, повышение культуры и производитель¬ности труда и т.д.
Повы¬шение качества управления, как и при прямой эко¬номической эф-фективности, ведет к экономии живого и овеществленного труда. То есть, экономическая и управленческая эффективности тесно взаимосвязаны.
Определяют экономическую эффективность с помощью тру¬довых и стоимостных показателей. Основным при расчетах является метод сопостав-ления данных базисного и отчетного периодов. В качестве базисного периода при переводе отдель¬ных работ на автоматизацию принимают затраты на об-работ¬ку информации до внедрения ИС (при ручной обработке), а при совер-шенствовании действующей системы автоматизации экономических работ - затраты на обработку информации при достигнутом уровне автоматизации.
Разработанная ранее задача контроля и анализа договоров и платежных документов позволяет, например, получить сведения о тех договорах, товар по которым отгружен, но имеется задолженность по оплате. Эта задача отно-сится к анализу, и при ручной обработке всех договоров, счетов-фактур, то-варно-транспортных накладных и платежных поручений за отчетный период (например, за месяц) трудоемкость данной задачи составит Т0 = 8 чел./ч.
После автоматизации данной задачи на эту процедуру требуются секун-ды, т.е. Т1 = 0,01 чел./ч.
Абсолютный показатель экономической эффективности составит:
Тэк = Т0 - Т1 = 8 – 0,01 = 7,99 чел./ч
Относительный индекс производительности труда IПТ=0,00125.
В результате автоматизации этой задачи экономия времени составит 98,75%. Вероятность ошибки, которая при ручной обработке данных была высокой (около 0,3), после внедрения практически сходит на нет (0,0001 в ре-зультате недосмотра пользователя или ошибки при вводе данных). Эффек-тивность – 99,967 %.
В стоимостном выражении (заработная плата, электроэнергия) ручная обработка займет около С0 = 0,3 тыс. руб.
После внедрения С1 = 0,01 тыс. руб.
Абсолютный показатель стоимости: СЭК = С0 - С1 = 0,29 тыс. руб.
Индекс стоимости затрат: IСТ.ЗАТ = С1 / С0 = 0,033.
Срок окупаемости затрат
= =5107,76 ч. = 29 мес.
где ЗО - затраты на техническое обеспечение;
ПО - затраты на программное обеспечение;
КЭФ - коэффициент эффективности.
Стоит, однако, заметить, что не все задачи в результате внедрения ин-формационной системы получат столь высокую эффективность, многие в си-лу того, что уже автоматизированы, например, задачи бухгалтерского учета.
Учтем это, перенося опыт оценки эффективности задачи на систему в целом.
Большой вклад в экономическую и управленческую эффективность вне-сет применение запланированных в подсистемах математических моделей и методов. А именно, - маркетинговый анализ в подсистеме управления марке-тингом; планирование производства, загрузка производственных мощностей в подсистеме управления производством; управление запасами в подсистеме управления материально-техническим снабжением; финансовое планирова-ние.
В итоге, управленческая эффективность достигается сокращением затрат времени и повышением качества, а также сильно влияет на экономическую эффективность.
Эффективность разделяется на реальную (уменьшение прямых затрат), и возможную, получаемую вследствие оптимизации управления, реорганиза-ции бизнес-процессов и т.п.
Эффект от оптимизации организационных структур – это управленче-ский эффект, и он относится ко второму типу эффективности. Выразить в де-нежном выражении возможную управленческую эффективность представля-ется довольно трудоемкой задачей. Теоретически можно, конечно провести глубокое широкомасштабное исследование с применением имитационных моделей и учетом опыта внедрений информационных систем на других предприятиях, но такой проект будет очень дорогостоящим. В общем случае, оптимизация организационной структуры повышает управленческую эффек-тивность, которая может проявиться как снижение издержек, повышение производительности сотрудников, повышение конкурентоспособности и т.д.
Перенеся опыт оценки на всю систему, получим экономию около 40 тыс. руб. в месяц. То есть, годовая эффективность составит около 500 тыс. руб. Это – не учитывая возможную эффективность от применения математиче-ских моделей и влияния управленческой эффективности. Учитывая стои-мость создания информационной системы (2 млн. руб.), получаем срок оку-паемости – 4 года.
|