Введение. Обзор состояния проблемы
В новых экономических условиях, определяемых рыночными отношениями, предприятия организуют производство и сбыт продукции с целью удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли. Это становится реальным тогда, когда производитель располагает возможностью систематически корректировать свои на¬учно-технические, производственные и сбытовые планы в соответствии с измене¬ниями рыночной конъюнктуры, маневрировать собственными материальными и интеллектуальными ресурсами.
Развитие современного общества характеризуется повышением технического уровня, усложнением организационной структуры производства, углублением общественного разделения труда, предъявлением высоких требований к методам планирования и хозяйственного руководства. В этих условиях только научный подход к руководству предприятием позволит обеспечить высокие темпы развития народного хозяйства. В настоящие время новейшие достижения математики и современной вычислительной техники находят все более широкие применение в экономических исследованиях и планировании. Этому способствует развитие таких разделов математики как математическое программирование, теория игр, теория массового обслуживания, а так же бурное развитие быстродействующей электронно-вычислительной техники. Одной из основных ставится задача создания единой системы оптимального планирования и управление народным хозяйством на базе широкого применения математических методов в электронно-вычислительной техники в экономике.
В настоящее время предприятие часто рассматривается не просто как организационная структура, а как система взаимосвязанных бизнес-процессов, направленных на достижение определенных целей. Организация бизнеса на принципиально новой основе дает возможность решить ряд важнейших для конкурентного предприятия задач - от сокращения непроизводительных расходов и наиболее полного использования ресурсов на базе оптимальной организации работы до управления ассортиментом и ценообразованием выпускаемой продукции на основе полной, точной и своевременной информации в единой информационной системе предприятия.
Современные предприятия вынуждены постоянно заниматься улучшением своей деятельности. Это требует разработки новых технологий и приемов ведения бизнеса, повышения качества конечных результатов деятельности и, конечно, внедрения новых, более эффективных методов управления и организации деятельности предприятий.
В настоящее время многие предприятия представляют собой «многофункциональные» структуры, так как ориентированы не столько на массовое производство продукции, сколько на удовлетворение запросов клиентов. Запросы могут быть самыми разными, и в таких условиях декларировать индивидуальный подход к клиенту можно, только лишь опираясь на новые принципы организации бизнеса. Разделение и специализация труда, ранее способствовавшие развитию промышленности, сегодня не столь актуальны. На смену им приходят новые направления организации и функционирования компаний.
Непрерывные и существенные изменения в технологиях, рынках сбыта и потребностях клиентов стали обычным явлением, и компании, стремясь сохранить свою конкурентоспособность, вынуждены непрерывно перестраивать корпоративную стратегию и тактику, переосмыслив принципы организации бизнеса.
Конструирование бизнеса, внедрение определенных технологий работы были и остаются уникальными творческими процессами. С той лишь разницей, что сегодня менеджеры, специалисты, занимаясь вопросами организации, функционирования и контроля деятельности компании, уделяют все большее внимание новым информационным технологиям. Например, предоставляется возможность использовать объектно-ориентированные методы разработки сложных систем, методы СASE и IDEF, методы разработки приложений на базе моделей-прототипов в организации и контроле функционирования предприятий. Особенно значительно влияние названных методов в развитии так называемой теории бизнес-процессов, теории организации бизнеса (предприятия) на основе бизнес-процессов.
Современные технологии бизнеса характеризуются высокой динамичностью, связанной с постоянно изменяющимися потребностями рынка, ориентацией производства товаров и услуг на индивидуальные потребности заказчиков и клиентов, непрерывным совершенствованием технических возможностей и сильной конкуренцией. В этих условиях требуется разработка систем управления предприятием, которые оперативно отражают состояние экономических объектов с целью принятия своевременных решений об изменениях в бизнес-процессах.
|