2 Описание предприятия как системы бизнес-процессов.
2.1 Предприятие как объект исследования.
Уже длительное время главным тормозом практического применения математического моделирования в экономике является наполнение разработанных моделей конкретной и качественной информацией. Точность и полнота первичной информации, реальные возможности ее сбора и обработки во многом определяют выбор типов прикладных моделей. С другой стороны, исследования по моделированию экономики выдвигают новые требования к системе информации.
В зависимости от моделируемых объектов и назначения моделей используемая в них исходная информация имеет существенно различный характер и происхождение. Она может быть разделена на две категории: о прошлом развитии и современном состоянии объектов (экономические наблюдения и их обработка) и о будущем развитии объектов, включающую данные об ожидаемых изменениях их внутренних параметров и внешних условий (прогнозы). Вторая категория информации является результатом самостоятельных исследований, которые также могут выполняться посредством моделирования.
Для моделирования деятельности конкретного предприятия требуется располагать достаточно подробной информацией обеих категорий в следующих областях:
1. Показатели производства и реализации продукции:
1.1. Номенклатура выпускаемой продукции (число видов продукции, объемы выпуска);
1.2. Тип и характер производства;
1.3. Масштаб предприятия;
1.4. Численность и состав персонала;
1.5. Количество групп и единиц оборудования;
1.6. Количество организаций – контрагентов.
2. Финансовые показатели:
2.1. Имеющиеся денежные средства;
2.2. Кредиты, займы;
2.3. Дебиторские задолженности;
2.4. Налоговые и прочие отчисления;
2.5. Прошлые или перспективные инвестиции;
2.6. Информация о ценах на ресурсы и продукцию, себестоимости продукции;
3. Ретроспективные данные работы предприятия:
4. Данные об окружении предприятия:
4.1. Инфляция;
4.2. Налоги;
4.3. Конкуренция;
4.4. Контрагенты.
2.2 Определение состава бизнес-процессов.
Главными элементами производственной деятельности предприятия являются материально-техническое снабжение, производство, сбыт.
В связи с этим, можно выделить основополагающие бизнес-процессы, которые обеспечивают функционирование производственного предприятия, а также определить основные задачи, решаемые в рамках каждого бизнес-процесса:
1. Материально-техническое снабжение (управление запасами, управление автотранспортом, управление складами);
2. Производство (планирование производства, обновление технологии производства, выбор состава оборудования технологической линии, оперативное управление производством, стратегическое планирование производства);
3. Маркетинг (выбор сегментов рынка, анализ и прогнозирование рынка ресурсов и готовой продукции, оптимизация рекламной деятельности)
4. Финансовое обеспечение;
5. Сбыт.
3 Проектирование математического обеспечения и создание проблемно-ориентированной информационно-математической модели предприятия.
Управление любой системой реализуется как процесс, подчиняющийся определенным закономерностям. Их знание помогает определить условия, необходимые и достаточные для осуществления данного процесса. Для этого все параметры, характеризующие процесс и внешние условия, должны быть количественно определены, измерены. [1]
Решение конкретной задачи управления предполагает:
• Построение экономических и математических моделей для задач принятия решений в сложных ситуациях или в условиях неопределенности;
• Изучение взаимосвязей, определяющих впоследствии принятие решений, и установление критериев эффективности, позволяющих оценивать преимущество того или иного варианта действия. [1]
Во всех задачах управления есть общие черты: в каждом случае речь идет о каком-либо управляемом мероприятии (операции), преследующем определенную цель. В каждой задаче заданы некоторые условия проведения этого мероприятия, в рамках которого следует принять решение – такое, чтобы мероприятие принесло определенную выгоду. К числу таких условий могут быть отнесены финансовые средства, которыми предприятие располагает, время, оборудование, технологии и т.д. [1]
Однако деятельность предприятия представляет собой совокупность бизнес-процессов, которые находятся во взаимодействии друг с другом. Поэтому применение отдельных математических моделей для принятия решения в рамках одного бизнес-процесса не обеспечивает полную управленческую и экономическую эффективность.
Следовательно, проектирование математического обеспечения всего предприятия и создание комплексной информационно-математической модели (ИММ), охватывающей все протекающие на предприятии бизнес-процессы, является важной проблемой, решение которой может существенно повысить как управленческую, так и экономическую эффективность.
Решение этой проблемы предполагает:
• Выделение основных, определяющих бизнес-процессов, изучение их взаимосвязей, установление критериев эффективности.
• Построение экономико-математической модели для каждого бизнес-процесса и создание единой информационно-математической модели предприятия.
• Проведение численного эксперимента на основе ретроспективных данных, сценариев развития экономических систем с целью установления адекватности созданной ИММ и ее уточнения.
Созданная ИММ может использоваться для имитационного исследования различных сценариев развития предприятия и принятия оптимальных решений и позволяет:
• Проанализировать не только, как работает предприятие в целом, как оно взаимодействует с внешними организациями, заказчиками и поставщиками, но и как организована деятельность на каждом отдельно взятом рабочем месте.
• Получит эффективное средство поиска возможностей улучшения деятельности предприятия.
• Предвидеть и минимизировать риски, возникающие на различных этапах реорганизации деятельности предприятия.
• Получить метод, позволяющий дать оценку текущей деятельности предприятия по отношению к требованиям, предъявляемым к его функционированию, управлению, эффективности, конечным результатам деятельности и степени удовлетворенности клиента.
• Получить метод, позволяющий дать стоимостную оценку каждому процессу, взятому в отдельности, и всем бизнес-процессам на предприятии, взятым в совокупности.
Результатом реализации взаимосвязи всех задач управления является создание комплексной модели математического обеспечения предприятия, которая позволит получать количественное обоснование принятия управленческих решений.
|