1.5.3 Повышение оптимизации (плана) производства
Эффективность производственной деятельности предприятия определяется способом производства и его эффективностью. Существуют различные направления повышения эффективности производства:
1. Научно-технический прогресс. Естественно, что при внедрении новых технологий на предприятии снизятся затраты на производство единицы товара и через экономию возрастет прибыль и эффективность.
Очевидно, что ускорение темпов научно-технического прогресса в значительной степени зависит от решения методологических, организационных и экономических проблем. Решение этих проблем основывается на дальнейшем развитии системного подхода к анализу совокупных закономерностей развития науки, техники и производства и прежде всего ускоренного внедрения передовых научных достижений в промышленном производстве.
Эффективность решения этих проблем во многом определяет исходные установки развития экономики страны на длительную историческую перспективу. В этом отношении важнейшим направлением деятельности справедливо считают поиск путей повышения эффективности производственного цикла. Необходимо отметить, что нередко эту проблему трактуют довольно упрощенно, сводя ее лишь к сокращению длительности цикла. Нетрудно видеть, что в ряде случаев подобный подход не может стимулировать поиски оптимальных путей сокращения длительности цикла и повышения эффективности и качества каждого из его этапов.
Структура и взаимодействие элементов производственного цикла отличаются исключительной сложностью, поскольку включают в себя развитие и взаимодействие качественно различных экономико-организационных систем, охватывающих науку (как всеобщий продукт духовного развития), технику (как овеществленную силу знания) и производство (как технологическое применение науки).
К проблемам повышения эффективности производства следует отнести оптимизацию самой структуры производственного цикла, повышения его эффективности и качества, сокращение сроков, предшествующих промышленному освоению и преждевременному моральному старению техники.
К числу основных путей сокращения и оптимизации структуры производства обычно относят комплекс мероприятий, связанных с совершенствованием форм планирования, координации научной деятельности, организационных форм реализации научных исследований механизмов хозяйственного регулирования; применение экономико-математических моделей и методов; рекомендации по установлению оптимальных соотношений объемов финансирования фундаментальных н прикладных исследований и разработок; разработку организационно-методологических проблем ускорения производственного цикла.
Сокращение длительности всех этапов исследований и разработок, предшествующих промышленному производству, является важнейшим фактором повышения эффективности производства.
Можно выделить несколько наиболее эффективных путей сокращения длительности и повышении эффективности производства. К ним относится сокращение длительности проведения каждого из этапов производственного цикла; сокращение этапов анализируемого цикла обусловлено тем обстоятельством, что достижения передовых отраслей промышленности базируются на современных фундаментальных исследованиях в области физики, химии и технологии, обновляемость которых исключительно динамична. Это соответственно приводит к потребности динамичного совершенствования организационных структур, направленных на создание и освоение новой техники. Наибольшее влияние на сокращение длительности этапов производства оказывают организационные мероприятия, такие, как уровень материально-технической базы исследований и разработок, уровень организации управления, система подготовки и повышения квалификации, методы экономического стимулирования и т. д.
К совершенствованию организационно-методических основ относят работы, связанные с развитием отрасли, которые включают разработку прогнозов, перспективных и текущих планов развития отрасли, программ стандартизации, надежности, технико-экономических исследований и т.д.; координацию и методическое руководство научно-исследовательскими работами по направлениям, проблемам и темам; анализ и совершенствование механизмов хозяйственной деятельности отраслевых объединений и их служб.
Рассмотрим наименее разработанные в методологическом и организационно-методическом плане пути оптимизации производственного цикла, определяющие глубокие изменения в содержании и характере труда инженерных кадров и соответственно в системе их подготовки и повышения квалификации.
Радикальным путем, который существенно уменьшает удельный вес субъективных обстоятельств, сокращает длительность производственного и повышает его эффективность, следует считать итерационные процессы — систематический возврат предмета труда с последующего этапа на предыдущий с целью повышения его эффективности и качества. Однако решение этого вопроса, определяющего эффективность и степень совмещения этапов (и соответственно сокращение их длительности), является довольно сложной экономико-организационной и методологической проблемой. С одной стороны, уровень проработки материалов на предыдущем этапе должен достичь такой степени конкретизации, которая допускает начало следующего этапа материализации знаний. С другой стороны, для возврата предмета труда на предыдущий этап должна быть очень четко сформулирована целевая функция повышения эффективности и качества, выявлена степень несоответствия между эталоном и выходным материалом данного этапа.
2. Ресурсосбережение и модернизация оборудования.
3. Привлечение максимального объема инвестиций и их экономное и рациональное использование.
4. Повышение качества продукции и как следствие увеличение объема продаж.
Качество как отсутствие недостатков удовлетворяет или превосходит ожидания потребителя. Недостаток – это любое несоответствие характеристикам (свойствам), заложенным в товаре или услуге. Уменьшение количества недостатков приводит к снижению неудовлетворенности потребителя и позволяет снизить затраты, поскольку устранение дефектов удорожает производство.
Всеобъемлющее управление качеством представляет собой особый, специально разработанный процесс управления, позволяющий удовлетворять спрос всех потребителей на все товары и услуги, представляемые компанией. Повышение качества путем снижения количества недостатков приводит к уменьшению расхода ресурсов на каждую единицу продукции, т.е. росту эффективности производства. А повышение качества продукции при той же цене вызывает повышение спроса и, как следствие, увеличение дохода.
Организационное обеспечение качества осуществляется не за счет создания отдельных служб независимого контроля (как, например, традиционные отделы технического контроля на российских предприятиях), а возложением ответственности за качество на производственные подразделения. В программы профессиональной подготовки инженеров и производственных рабочих включают вопросы обеспечения качества. Работники операционной (производственной) системы организации наиболее заинтересованы в обеспечении соответствия качества техническим условиям, хотя конечный успех организации зависит от функционального и конструкционного качества продукции.
Изменения качества продукции зависят от конкретных причин, которые необходимо установить и устранить. Для того чтобы исключить случайные изменения качества продукции применяют следующие методы статистического контроля качества:
• Выборочный контроль, который применяют при необходимости принятия решения о качестве в процессе приемки большой партии по результатам испытаний ограниченного количества образцов из этой партии. Наиболее часто выборочный контроль проводят при приемке партий комплектующих изделий или материалов от поставщиков. Выборочный контроль позволяет снизить затраты на контроль. Его также применяют в тех случаях, когда при контроле приходится разрушать образцы. Выборочному контролю присущ определенный риск, поскольку решение о всей партии приходится принимать по результатам контроля небольшой выборки образцов. Оптимальным решением этой проблемы может стать согласованная в ходе переговоров между поставщиком и потребителем методика выборочного контроля, которая приемлема для обеих сторон и в смысле риска, и в смысле неизбежных затрат.
• Контроль технологического процесса, который используют в тех случаях, когда нужно проконтролировать качество продукции или услуг в процессе производства. Цель - обнаружить отклонения процесса, влияющие на качество, и вовремя принять соответствующие меры по его корректировке.
• Управление качеством осуществляют путем планирования качества, контроля качества и совершенствования качества.
Планирование качества состоит из нескольких основных этапов:
• продукции, которая удовлетворит или превысит этот запрос. Кроме того, каждая характеристика Определение потребителей. К потребителям относят не только непосредственно расплачивающихся за товар или услугу клиентов, но и любое звено в цепи реализации, регулирующие органы и общество в целом. Помимо внешних потребителей, существуют и внутренние (например, смежные цеха в производственном процессе).
• Определение явных и неявных запросов потребителей, имеющих социальный или скрытый характер.
• Разработка характеристик (свойств) услуги или товара, которые будут удовлетворять потребительские запросы. Каждый потребительский запрос характеризуют, по меньшей мере, одной особенностью (свойством) (свойство) должна иметь измеряемые параметры: например, размер, скорость изменения, повторяемость и т.п.
• Разработка процесса, позволяющего произвести товар или услугу в соответствии с запланированными характеристиками. В производственном процессе должна быть заложена процедура, обеспечивающая соответствующую потребительскую характеристику. Если существующий производственный процесс хотя бы по одному из параметров не отвечает требованию получения товара или услуги с запланированными свойствами, нужно разработать новый процесс.
• Разработка механизмов контроля процесса производства товара или услуги. Каждой потребительской характеристике соответствует характеристика процесса производства, обеспечивающая заданные свойства и соответствующий механизм контроля. Определяется объект контроля, единица, в которой будет выражаться оценка, масштаб допустимых отклонений и метод оценки. Эффективность процесса производства - это отношение между результатами, которые получены в ходе реального процесса, и желаемыми результатами.
• Переход к производственным операциям. При проектировании изделия (услуги), разработке процесса его производства планируют механизмы контроля и включают их в общий план всего процесса (структурированный план). Лица, вовлеченные в процесс производства, должны быть уверены, что он проходит строго по плану. Вместе с тем существует необходимость планирования механизмов контроля той деятельности, которая не вошла в структурированный план (например, подготовка и переподготовка кадров).
• Непрерывное повышение качества осуществляют на основе структурированного процесса, который включает семь основных этапов.
• Определение наиболее значимых проблем, от которых зависит качество продукции (услуги).
• Создание проектных коллективов из числа представителей тех подразделений организации, для которых решение возникших проблем имеет особо важное значение.
• Выявление причин выявленных проблем.
• Разработка средств решения проблем качества.
• Определение эффективности найденного решения.
• Преодоление культурного барьера (введение любого изменения, помимо технической стороны, имеет социальную или культурологическую сторону).
• Установление механизмов контроля для сохранения полученных результатов.
Концепция всеобъемлющего управления качеством тесно связана с проблемами социальной ответственности и деловой этики. По тому, как решаются эти проблемы, судят обо всей организации, о ее качестве. Это объясняется двумя причинами: во-первых, в свою деятельность организации вовлекают огромные, как правило, ограниченные ресурсы и, во-вторых, деятельность организаций вызывает социальные последствия в таких важных областях, как воздействие на окружающую природную среду, безопасность продукции, безопасность и права личности рабочего.
Система управления качеством продукции базируется на комплексной стандартизации. Стандарты определяют порядок и методы планирования повышения качества продукции на всех этапах жизненного цикла, устанавливают требования к средствам и методам контроля и оценки качества продукции. Управление качеством продукции осуществляется на основе: государственных, международных, отраслевых стандартов и стандартов предприятий. Стандарт – это нормативно-технический документ, устанавливающий основные требования к качеству продукции. Технические условия – это нормативно-технический документ, устанавливающий дополнительные к государственным стандартам, а при их отсутствии самостоятельные требования к качественным показателям продукции, а также приравниваемые к этому документу техническое описание, рецептуру, образец-эталон.
Для того чтобы успешно действовать в течение долгого времени организация должна быть результативной и экономически эффективной. Результативность организации определяется тем, насколько нужны выпускаемые ею товары и услуги потребителю, а эффективность определяется денежным соотношением выпускаемых продуктов и потребляемых ресурсов. Относительная эффективность организации называется производительностью. Производительность – это отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе. Ключевой составляющей производительности является качество. Повышение качества приводит к росту производительности. Понятия “результативность” и “качество” также взаимосвязаны.
|