ОБМАНУТЫЕ НАДЕЖДЫ ИЛИ О КАЧЕСТВЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НЕ ТОЛЬКО…
Заголовок, пожалуй, нашего читателя немного удивит. И не напрасно, потому что само слово "высшее" несёт всебе значение слова "качественное", "лучшее". Но, как это ни странно, на сегодняшний день проблема качества образования, которое получают студенты в высших учебных заведениях, обозначилась достаточно чётко.
Масштабы некачественного высшего образования, которое процветает в многочисленных филиалах и представительствах различных вузов, становятся общенациональной проблемой. Только в нашей республике сегодня количество филиалов перевалило далеко за 50, а представительств _ за 70. По отзывам работодателей, многие дипломированные специалисты не в состоянии осуществлять даже самую элементарную работу по специальности.
Многим, пожалуй, попадались объявления в бегущей строке о том, что требуется работник на ту или иную должность. Ничего необычного в этом нет. Необычно другое – в скобках указаны вузы, выпускники которых могут не беспокоить работодателей. И это не каприз сидящего где-то за невидимыми стенами начальника отдела кадров. Дело в том, что в наше время серьёзные компании и организации очень обдуманно подходят к кадрам,
которые должны стать в будущем фундаментом успешности предприятия. От знаний и подготовки будущих членов коллектива зависит всё, что было сделано до их прихода! Именно поэтому такие предприятия, как "Татнефть", "выращивают" свои кадры, ведут их со школьной скамьи, подготавливая к серьёзной научной и творческой работе. Создаются целые кластеры "ПТУ-техникум-институт". Заранее изучается, какие профессии будут востребованы в ближайшие годы, и именно по этим профессиям идёт усиленная подготовка ребят.
А ведь каждый из родителей мечтает, чтобы его ребёнок, получив образование, работал ни где-нибудь, а именно там, где трудятся достойные специалисты в достойном коллективе с достойной зарплатой, которая даёт безбедное существование и уверенность в завтрашнем дне. Но, выбирая учебное заведение, мы забываем, что в таких вот достойных предприятиях зарплату не получают - её зарабатывают: умом, желанием реализовывать на практике свои умения и навыки, стремлением повышать своё самообразование и идти в ногу с современными научными открытиями и достижениями. А теперь давайте подумаем вместе, могут всё это дать вашему студенту за совсем немалые суммы ставшие такими модными выездные филиалы, к которым пренебрежительно относятся даже сами преподаватели, наезжающие к студентам на два-три дня?
Стоит ли поступать вашему ребёнку в филиалы "на курьих ножках", которые разбросаны по всем городам и городишкам нашей необъятной родины, и которые занимают зачастую один-два захудалых кабинета площадью в 11 метров? Такие заведения не имеют порой не только площади, но и специальной учебной базы, у них зачастую нет ни учебных пособий, ни современной техники.
ОТДЕЛЬНО стоит поговорить о заочной форме обучения в учебных заведениях. Скажите честно, хотелось бы вам попасть на стол к хирургу или в кресло к стоматологу, которые обучались своему делу заочно? Навряд ли. Так почему же сегодня, к примеру, мы смело отдаём своих детей воспитателям, которые ознакомились с методиками преподавания предмета или с секретами педагогики заочно? А ведь не только педагогам, но и инженерам приходится в жизни решать задачи такой сложности, что с ними непросто справиться даже специалистам с опытом работы и фундаментальными знаниями. Есть немало сторонников заочного образования, но чаще всего это люди старшего поколения, которые и сами получали знания по вечерней или заочной форме обучения. Надо отметить, что среди этих людей немало прославившихся и известных работников, ставших примером для молодого поколения. Но есть существенная разница между знаниями, приобретавшимися заочно в до-перестроечное время, и тем, как и чему учатся сегодняшние заочники, которые "приобретают" знания, но приобретают их за деньги.
Может быть, не зря сегодня наши города наводнены дворниками и сантехниками с высшим образованием, а иной раз и не с одним? Может быть, поэтому сегодня многие выпускники, закончив вузы, не могут устроиться на работу, а рынок труда переполнен юристами, менеджерами и экономистами? Почему, например, хороший токарь на вес золота? Потому что токарю диплом и сессии купить невозможно: его работа - сплошные умения и навыки, а порой и талант настоящего инженера и художника.
Только в Альметьевске ещё год назад действовало 12 высших учебных заведений, и только 2 из них полноценных: Альметьевский государственный нефтяной институт и Государственный институт муниципальной службы.Остальные - филиалы и представительства, среди которых был даже Евразийский открытый институт! Так же громко и красиво звучали названия и других учебных заведений, дипломы которых выдавались студентам ещё в 2008 году, к примеру, Московский государственный университет технологии и управления, занимавший как раз упомянутые 11 метров. О каких настоящих знаниях в этом случае могла идти речь, когда обучения как такового не было, а преподавателей обучающиеся, практически, не видели в течение всей учёбы. От настоящего диплома, свидетельствующего о годах с книгами в руках, здесь только громкое название. Но сегодня ситуация
на рынке труда складывается таким образом, что название вуза играет далеко не первую роль в трудоустройстве. Как правило, работодатель оценивает потенциальных сотрудников по профессиональным признакам, дополнительному образованию, уровню квалификации и учитывает способность максимально использовать полученные в процессе обучения знания.
ИМЕННО поэтому вопрос о качественном высшем образовании рассматривается теперь на высшем уровне. Российское высшее образование в новом учебном году вступает в очередной период перемен - намечается сокращение числа вузов. Значит, дело всё-таки сдвинулось с мёртвой точки. Реформа образования стала жизненно необходимой! Именно поэтому только в Альметьевске был прекращен набор слушателей с 2008 года в Академию социального образования (КСЮИ), в Автономную некоммерческую организацию "Камский институт экономики, статистики и права" (МЭСИ) и представительство Камского государственного института физической культуры. А по истечении срока обучения студентов в Академии социального образования (КСЮИ) и в Автономной некоммерческой организации "Камский институт экономики, статистики и права" (МЭСИ) данные учреждения будут закрыты. Такие строгие рамки оставили "жить" в нашем городе лишь 6 из 12 высших учебных заведений, среди которых АГНИ, ГАИМС, филиал КГТУ имени Туполева, филиалы ТИСБИ и АФИЭУП. Студентам же представительства Камского государственного института физической культуры с 2008 года пришлось продолжить обучение в Камском государственном институте физической культуры в Набережных
Челнах. Выходит, обмануты надежды ещё целого ряда людей, поступавших в эти высшие учебные заведения и строивших определённые планы, осуществиться которым не было суждено.
Подводя итог своим размышлениям, хочется сказать вам, дорогие родители, чтобы то светлое будущее, которое вы нарисовали для вашего чада, стало реальностью, делать первый шаг к будущей профессии стоит со взвешенного выбора учебного заведения, не идя ни на какие компромиссы и помня, что получить ваш ребёнок должен только качественное образование, "… чтобы потом не было мучительно больно" за обманутые
надежды…
Елена ФИЛАТОВА
Источник - газета "Нефтяные вести" ОАО "Татнефть"
|