Повышение управляемости финансовых потоков в связи с внедрением системы SАР R/3
С 2001 года в управлении финансов ОАО "Татнефть" ведется работа по внедрению модульной части системы SАР R/3, которая используется для подготовки, проведения и анализа платежей ОАО "Татнефть" и структурных подразделений со всех банковских счетов. За это время удалось осуществить и решить следующие задачи: повысить управляемость финансовыми потоками; стандартизировать и одновременно уменьшить бумажный документооборот; осуществить централизацию и концентрацию денежных средств компании и выработать определенные методы по взаимоувязке различных бизнес-процессов; с помощью системы осуществляется подготовка и проведение платежей всей компании, включая и структурные подразделения; система стала "местом" сбора и хранения базы данных и информации и позволяет производить определенный анализ по заданному алгоритму.
В процессе внедрения осуществлена интеграция системы SAP R/3 с системами "Клиент-банк" различных
банков, в которых компания имеет различные счета. Интеграция предполагает выгрузку-загрузку электронных платежных документов из внутренней системы ОАО "Татнефть" в транспортную систему "Клиент-банк" и, соответственно, выписок банка в обратном направлении. Выгрузка$загрузка осуществляется посредством создания файлов определенной структуры. Определенная проблема заключалась в том, что системы "Клиент-банк" в различных банках сформированы на совершенно различных программных продуктах, и задача заключалась в том, чтобы создать определенный интерфейс, позволяющий принимать и отправлять электронные документы, несмотря на различия в базовых программных продуктах. Данная задача была успешно решена силами отдела внедрения SАР R/3 и специалистами управления "ТатАСУнефть". Внедрению системы SАР R/3 предшествовала автоматизация на основе локальных программных решений, реализующих потребности отдельных служб и сотрудников. Такой подход облегчил их работу, но требовал дополнительных затрат ресурсов на поддержку отдельных программных комплексов и интеграцию приложений, а с точки зрения системы управления не обеспечивал полноценную поддержку процесса принятия решений руководством.
С переходом к интегрированной системе SАР R/3 сняты все проблемы "лоскутной автоматизации", связанные с дублированием информации в разных приложениях, необходимостью согласования справочников по причине отсутствия единых классификаторов, постоянной потребности в дополнительной доработке морально устаревших программных комплексов и т.д.
Новая система не только заменила такие программные комплексы как, например, "САПФИР" или "Управление платежами", но и предоставила новые возможности.
Так, например, автоматизация процесса проведения децентрализованных платежей и ведение в единой базе данных информации о финансовом документообороте между структурными подразделениями и банками "Девон-Кредит" и "Зенит" обеспечила возможность оперативного контроля и анализа использования денежных средств. В условиях нехватки денежных средств для проведения централизованных платежей управление финансов имеет возможность восполнить их за счет "кредитования" у структурных подразделений. Важно то, что методология и техническое задание на выполнение данного проекта внедрения системы SАР R/3 реализовано в основном силами ОАО "Татнефть". Со специалистами управления финансов работали сотрудники отдела SАР R/3 исполнительного аппарата, техническую поддержку оказывали системотехники и программисты "ТатАСУнефти". Реализация проекта своими силами позволила достичь весьма значительной экономии средств за счет сокращения объема дорогих услуг сторонних консультантов и, что еще более ценно, вырастить собственных специалистов по этой системе.
На сегодняшний день в системе SАР R/3 в режиме реального времени работают 20 пользователей правления финансов, еще около 50 пользователей распределены во всех структурных подразделениях ОАО "Татнефть" на территории юго-востока Татарстана.
"Татнефть" стала одной из первых российских нефтяных компаний, которые закупили пакет mySАР.соm – так называется новая версия системы. Лицензия расширена до 1000 пользователей, уже начаты работы по переходу на новую версию системы. Предполагается, что это позволит окончательно избавиться от разнородного программного обеспечения, используемого в финансовых службах, в частности - системы подготовки заявок ("Форт-Диалог"); максимально оптимизировать бизнес$процессы в области финансов с использованием стандартных решений SАР; задействовать дополнительную функциональность системы, используя возможности новой версии; провести интеграцию проектов внедрения в управлении финансов и УТНС.
Нафис МУХАМЕТШИН
|