Финансовые потоки отражают результаты деятельности предприятия по всем хозяйственно-финансовым направлениям. Эффективное управление финансовыми потоками обеспечивает синхронизацию поступления и выплат денежных средств по объемам и по времени. Эффективно организованные финансовые потоки повышают ритмичность производственного процесса, обеспечивают рост объема производства и реализации продукции, позволяют сократить объемы денежных средств путем рационального использования собственных финансовых ресурсов и, как следствие, ускорить оборачиваемость капитала.
Для установления единого стандарта проведения платежных операций, создания единого хранилища данных и разработки системы контроля исполнения бюджетов предприятий, упорядочивания, синхронизации и оптимизации финансовых потоков и в результате этого высвобождения финансовых ресурсов, сокращения времени осуществления платежей создано казначейство. Синхронность поступления и выплат денежных средств, достигаемая в процессе управления финансовыми потоками предприятия, позволяет устранить фактор возникновения его неплатежеспособности. Основными задачами создания казначейства являются:
1) централизация финансовых ресурсов предприятий;
2) обеспечение контроля над финансовыми потоками предприятий, издержками производства и обращения на базе установления нормативных значений показателей (лимитов расходов по статьям бюджета движения платежных средств (далее БДПС), дебиторской и кредиторской задолженностей);
3) поддержание достаточного уровня ликвидности и платежеспособности предприятий;
4) управление финансовыми рисками, осуществление их хеджирования.
Процесс создания казначейства был проведен в два этапа.
Первый этап заключался в организации службы казначейства, осуществляющей проведение платежей. С этой целью была проанализирована информация по существующей системе проведения безналичных платежей на предприятиях, обслуживаемых казначейством; изучена существующая техническая и технологическая инфраструктуры предприятий. Были проработаны вопросы юридического обеспечения деятельности казначейства, оформления взаимоотношений УК с банками, предприятиями, а также технического обеспечения казначейства. Разработаны внутренние нормативные документы.
На момент организации служба казначейства состояла из 7 штатных единиц. При этом казначейство выделено в самостоятельное подразделение УК со штатной численностью 13 человек. Изменение штатной численности службы казначейства произведено в связи с передачей казначейству функций финансового отдела
Второй этап организации службы казначейства - развитие и совершенствование казначейства на базе автоматизированной системы, что заключается в автоматизации деятельности казначейства на базе автоматизированной системы.
Ключевой целью автоматизации работы казначейства являются интеграция решений различных задач информационной системы казначейства в рамках единого информационного пространства предприятий и координация участников управленческих процессов, минимизирующие затраты труда и времени.
Данная автоматизированная система обеспечивает:
1) прозрачность финансовой информации;
2) получение оперативной информации о текущем состоянии счетов, расчетов, исполнении бюджетов движения платежных средств, как по отдельным предприятиям, так и по комплексу в целом;
3) возможность составления консолидированного платежного календаря и баланса на краткосрочную перспективу в целом по комплексу на базе разработки справочника договоров;
4) получение возможности оперативного перераспределения средств между предприятиями комплекса с целью поддержания необходимого уровня ликвидности и платежеспособности;
5) ежедневное оперативное исполнение бюджета движения платежных средств предприятий, а также формирование другой необходимой управленческой информации;
6) возможность расчета различных вариантов БДПС: оптимистического, реалистического, пессимистического:
7) контроль показателей дебиторской и кредиторской задолженностей.
В результате накопленная информация будет выступать основой для дальнейшего перспективного планирования деятельности
До создания казначейства действовала следующая схема расчетов между предприятиями и банковскими учреждениями.
Финансовый отдел на основе утвержденных БДПС предприятий устанавливал лимиты денежных расходов и направлял их для контроля в банковские учреждения. Предприятия, в свою очередь, ежесуточно распределяли средства в пределах установленных лимитов и проводили платежи. Однако данная схема обладала определенными недостатками:
1) отсутствие единой информационной базы платежей;
2) большой удельный вес "Бумажного документооборота";
3) большая численность персонала;
4) нецелевое расходование платежных средств.
При внедрении казначейства система расчетов изменилась. Финансовый отдел также на основе утвержденных БДПС формирует лимиты денежных расходов, но передает их в казначейство для осуществления контроля за их расходованием при проведении платежей через единое рабочее место системы "Банк-Клиент". Заявки на проведение платежей формируются в каждом структурном подразделении, по центрам контроля ответственности, отдельным акцепторам и с помощью автоматизированной системы направляются в казначейство. Служба казначейства выполняет функцию единого расчетно-информационного центра системы "Расчетный центр корпорации", которая взаимоувязана с системой "Банк-Клиент", являющейся единым рабочим местом. Формирование и проведение платежа осуществляются в едином информационном пространстве. При этом казначейство определяет первоочередность платежей на основе заявок предприятий и осуществляет их проведение в пределах имеющихся средств.
Дальнейшее совершенствование службы казначейства на базе автоматизированной системы "Расчетный центр корпорации" даст возможность:
1) отслеживать процесс проведения платежей за поставленную готовую продукцию;
2) формирования различных вариантов бюджетов от оптимистического до пессимистического и выбор наиболее оптимального;
3) управления дебиторской и кредиторской задолженностями;
4) составления БДПС с учетом сложившихся показателей в разрезе отдельных договоров;
5) расширения электронной информационной базы;
6) выстраивания единой кредитной политики в отношении всех предприятий
За сравнительно небольшой срок функционирования службы казначейства уже получен определенный эффект, имеющий прямое и косвенное выражение.
Прямой эффект заключается в:
1) снижении затрат на обслуживание кредитов;
2) уменьшении затрат на расчетно-кассовое обслуживание;
3) снижении затрат на обслуживание банковских систем;
4) сокращении численности персонала.
В настоящее время казначейством посредством систем "Банк-Клиент" проводятся платежи 12 предприятий.
До создания службы казначейства платежи каждым предприятием проводились самостоятельно и децентрализовано. В результате создания в казначействе единого рабочего места системы "Банк-Клиент" с банком достигнуто соглашение об установлении единого тарифа. Таким образом, затраты на эксплуатацию системы "Банк-Клиент" в целом по вследствие уменьшения суммы расходов на обслуживание в результате уменьшения количества рабочих мест сократились в 2 раза.
Кроме того, в результате анализа тарифов банков, обслуживающих предприятия и финансовых потоков данных предприятий выявлен резерв снижения расходов, связанных с конвертацией валютных средств. В процессе создания службы казначейства, выделения ее в самостоятельное подразделение УК и передачи ей функций финансового отдела и финансового сектора в целом по комплексу сокращение численности составило 9 единиц.
Косвенный эффект от создания казначейства заключается в обеспечении целевого использования средств, прозрачности финансовых потоков, повышении инвестиционной привлекательности, а также повышении управляемости предприятий.
С момента передачи казначейству функций предприятий на совершение вексельных операций увеличилась оборачиваемость векселей. Следует отметить, что казначейство обеспечивает контроль эмиссии векселей (корпоративные векселя эмитируются от имени предприятий казначейством), осуществляет работу по оперативному учету, погашению векселей и процентов по ним, а также размен и обмен векселей. Кроме того, казначейством осуществляется привлечение кредитов и займов, обслуживание, оперативный учет и контроль над ними, что позволяет более оперативно привлекать средства по оптимальной цене.
Особенностью проведения расчетов является то, что платежи от контрагентов поступают из других банковских систем. На их проведение требуется время, что обуславливает наличие остатка денежных средств на начало следующего рабочего дня, который оперативно распределяется. Кроме того, для определения эффективности работы казначейства был проведен анализ исполнения доходной и расходной частей
|