1. Направления достижения экономической и управленческой эффективности на предприятиях строительной отрасли
1.1. Планирование деятельности малых строительных предприятий
В условиях нестабильной экономики малое предпринимательство столкнулось с множеством проблем, вызванных спадом производства, снижением платежеспособного спроса населения.
Отсутствие планового управления может отрицательно сказаться на деятельности предприятия. Исследования показали, что перспективные и годовые планы в организациях не составляются, маркетинговые исследования не проводятся, плановая деятельность организуется оперативным управлением в пределах квартала, так как договор подряда на годовую загрузку заключается постепенно.
В структуре малых строительных организаций самостоятельные плановые службы отсутствуют, и их функции обычно выполняют специалисты производственного отдела и бухгалтерии.
При разработке методики внутрифирменного планирования для малых предприятий следует исходить из следующих положений:
1. В основу разработки плана должна быть положена маркетинговая концепция деятельности и развития предприятия, содержанием которой является разработка стратегии и планирования действий на рынке, формирование рыночного спроса.
2. В плане должны найти отражение все стороны деятельности организации в их взаимосвязи и взаимозависимости: производство, техническое развитие, ресурсы, затраты и экономические результаты.
3. Состав плана, содержание его разделов и методика расчета плановых показателей не должны быть сложными. Небольшой объем работ, ограниченность материальных и финансовых средств, уровень кадрового потенциала в малом бизнесе диктуют необходимость упрощения системы планирования.
4. Отсутствие долговременного портфеля заказов не позволяет сформировать производственную программу на год. В этих условиях важным требованием к плану является его адаптивность, т.е. возможность корректировки с изменением внешних факторов
В соответствии с указанными принципами состав годового внутрифирменного плана малой строительной организации должен содержать небольшое, но оптимальное количество разделов:
• Маркетинг и формирование портфеля заказов;
• Производственная деятельность;
• Инновационная деятельность
• Кадры;
• Ресурсы;
• Затраты на производство;
• Результаты деятельности.
План маркетинга. Маркетинговые исследования, в процессе которых определяется спрос на продукцию и размещение заказов, уровень цен на работы и услуги, условия и цены приобретения строительных материалов, техническое развитие в данной сфере производства - являются основой внутрифирменного планирования.
В большинстве случаев на малых предприятиях отсутствует четко выделенная маркетинговая функция, так как в малом бизнесе ограничены возможности комплексного изучения и прогнозирования рынка, ведения рекламы, управления продажами.
В перспективе предприятие должно стремиться к максимизации сбыта, достижению определенной доли рынка, обеспечению лидерства по показателям качества продукции и его удерживанию.
Производственная деятельность. Главная задача – обеспечить выполнение строительной организацией планируемых объемов работ в нужные сроки и с требуемым качеством. Объем работ определяется на основе заключенных договоров подряда, технической документации, графиков строительства (производства работ). Здесь должны быть предусмотрены формы контроля качества строительной продукции, мероприятия по охране окружающей среды.
Инновационная деятельность. Основные виды инноваций на предприятии:
Инновации продукции,
Инновации технологии,
Социальные инновации.
Инновации продукции обеспечивают увеличение прибыли, расширение доли строительной организации на рынке работ и услуг, сохранение клиентуры, повышение престижа.
Инновации технологии направлены на повышение производительности труда, экономию энергии, сырья и других ресурсов, что также дает возможность увеличить прибыль предприятия, эффективно использовать внутрифирменные информационные системы.
Социальные инновации представляют собой процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы предприятия.
Предприятие, освоившее эффективные инновации, имеет возможность снижать издержки производства и соответственно стоимость реализуемой продукции.
Для разработки инноваций необходимы: сбор информации о нововведениях, технологических изменениях на рынке, пожеланиях (требованиях) потребителей продукции.
Инновации, рекомендованные к применению в строительных организациях, включаются в план технического развития. План технического развития содержит систему технических и организационно-хозяйственных мероприятий, направленных на повышение технического уровня и качества строительства, производительности труда, прибыли и снижение себестоимости строительно-монтажных работ.
План содержит основные показатели технического уровня строительства и экономического эффекта от осуществления научно-технических мероприятий.
Кадры. Организационная схема предприятия с указанием взаимодействия, координации и контроля деятельности отделов и служб, отражает порядок оплаты и стимулирования труда управленческого персонала. Также планируется численность и фонд оплаты труда рабочих, определяются формы комплектования рабочих кадров.
При формировании штата управленческого персонала следует руководствоваться нормативными показателями, т.е. при общей численности работников от 61 до 100 человек на предприятии должны работать от 15 до 23 управленцев.
Ресурсы. При планировании материально-технического обеспечения выявляется общая потребность организации в материальных и энергетических ресурсах для выполнения производственной программы, определяются объемы и сроки поставок материальных ресурсов.
План механизации строительно-монтажных работ содержит показатели объемов работ, потребности в строительных машинах и затрат на эксплуатацию.
Затраты на производство. Планирование себестоимости строительной продукции осуществляется в соответствии с «Типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ», утвержденными Госстроем России. Себестоимость планируется как в целом по организации, так и по отдельным объектам или видам работ в соответствии с заключенными договорами.
Для определения плановой себестоимости работ по заключенным договорам составляется смета затрат. Особенностью планирования себестоимости в малых строительных организациях является возможность и целесообразность использования метода прямого счета по элементам затрат.
Результаты деятельности. Рассматриваются план прибыли, расчет рентабельности строительного производства и строительной продукции, финансовый план, оценка риска.
Плановая прибыль от реализации строительной продукции определяется как разница между плановой выручкой от реализации работ по договорным ценам и плановой себестоимостью.
По результатам планирования прибыли определяется плановый уровень рентабельности производства как отношение прибыли (валовой и чистой) к выручке от реализации строительной продукции (рентабельность продаж), себестоимости работ (рентабельность производства), сумме основных и оборотных средств предприятия (рентабельность собственного капитала).
Финансовый план включает план доходов и расходов, план движения денежных средств, балансовый план, план источников и использования средств. Финансовый план дает возможность определить финансовое положение предприятия, оценить эффективность принятой финансовой политики и результаты хозяйственной деятельности.
Для оценки рисков следует привести перечень рисков с указанием вероятности их возникновения и ожидаемого от этого ущерба, указать организационные меры по профилактике и нейтрализации возможных рисков, представить программу страхования рисков.
Разработка годового плана в условиях неполной информации на начало года и постоянных ее изменений в течение планового периода невозможна без использования экономико-математической модели, реализованной на ЭВМ.
|