1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦОННЫХ СИСТЕМ
1.1. Назначение ИС. Классификация ИС
Экономическая информационная система представляет со¬бой систему, функционирование которой во времени заклю¬чается в сборе, хранении, обработке и распространении ин¬формации о деятельности какого-то экономического объекта реального мира. Информационная система создается для кон¬кретного экономического объекта и должна в определенной мере копировать взаимосвязи элементов объекта.
Экономические информационные системы предназначе¬ны для решения задач обработки данных, автоматизации кон¬торских работ, выполнения поиска информации и отдельных задач, основанных на методах искусственного интеллекта.
Для ИС соблюдаются следующие принципы их построе¬ния и функционирования.
1. Соответствие. ИС должна обеспечивать функциониро¬вание объекта с заданной эффективностью. Критерий эффектив¬ности должен быть количественным.
2. Экономичность. Затраты на обработку информации в ИС должны быть меньше экономического выигрыша на объекте при использовании этой информации.
3. Регламентность. Большая часть информации в ИС по¬ступает и обрабатывается по расписанию, со строгой перио¬дичностью.
4. Самоконтроль. Непрерывная работа ИС по обнаруже¬нию и исправлению ошибок в данных и процессах их обра¬ботки.
5. Интегральность. Однократный ввод информации в ИС и ее многократное, многоцелевое использование.
6. Адаптивность. Способность ИС изменять свою струк¬туру и закон поведения для достижения оптимального резуль¬тата при изменяющихся внешних условиях.
Среди других особенностей ИС следует назвать обра¬ботку больших объемов информации по сравнительно про¬стым алгоритмам, высокий удельный вес логической обра¬ботки данных (сортировка, группировка, поиск, коррек¬тировка) и представление подавляющей части информации в виде документов.
При создании информационной системы возникает зада¬ча объективной оценки качества ее функционирования. Такая оценка особенно актуальна потому, что современные инфор¬мационные системы - это сложные и дорогостоящие проекты, на их создание расходуются значительные ресурсы.
Эффективность работы информационной системы выра¬жается при помощи набора числовых характеристик, называ¬емых критериями эффективности. Каждый критерий количе¬ственно определяет степень соответствия между результатами проектирования или функционирования ИС и поставленны¬ми перед ней целями.
Классификация ИС
Информационные системы классифицируются по многим аспектам. Эта класси¬фикация является расширяющейся. Мы рассмотрим классифи¬кацию по функциональному признаку, по режимам работы ИС и по способу распределения вычислительных ресурсов. Среди ИС выделяются управляющие информационные си¬стемы (для управления технологическими процессами на пред¬приятии) и системы административно-организационного типа для обслуживания коллектива специалистов, осуществляющих управление предприятием.
С функциональной точки зрения можно выделить такие клас¬сы ИС, как системы обработки данных (СОД), автоматизиро¬ванные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС). Многие реальные ИС обладают черта¬ми нескольких из названных классов, а не какого-то одного.
Основными функциями ИС являются сбор, передача, хра¬нение информации и такие операции обработки, как ввод, вы¬борка, корректировка и выдача информации. Для операций преобразования входной информации в выходную, которые не обеспечиваются названными выше функциями, необходи¬мо создание прикладных программ.
ИС, дополненная прикладными программами различного назначения, образует систему обработки данных - СОД. Для прикладных программ СОД характерно наличие математичес¬ких соотношений, которые позволяют вычислять значения эле¬ментов выходной информации по известным значениям входной информации без применения методов оптимизации процессов управления экономическим объектом. СОД производит информационное обслуживание специа¬листов органа управления объектом, принимающих управлен¬ческие решения. Решение, принятое на основе представленной информации, передается на управляемый объект, минуя СОД.
Если СОД способна выполнять выбор управленческих реше¬ний (автономно или с участием специалистов), то она становит¬ся автоматизированной системой управления - АСУ. Принятие решений системой может производиться на основе экономико-математических методов либо путем моделирования действий специалиста по принятию управленческого решения. Приклад¬ные программы АСУ, формирующие управленческое решение, как правило, используют экономико-математические методы для выбора оптимальных решений. Исходные данные для оптими¬зационной задачи (например, себестоимость продукции для рас¬чета оптимальной производственной программы) рассчитыва¬ются в режиме системы обработки данных. Моделирование принятия решений специалистом реализуется в так называемых экспертных системах, которые построены на принципах искус¬ственного интеллекта и баз знаний.
Типичными для АСУ являются задачи оптимального уп¬равления запасами материалов и полуфабрикатов на складах предприятия. АСУ прогнозирует поступление материалов и их расход на основное производство, а в случае несоблюдения норм запаса материалов формирует заявки предприятиям-по¬ставщикам.
Информационно-поисковые системы (ИПС) предназначе¬ны для отыскания в каком-то множестве документов тех, ко¬торые посвящены указанной в информационном запросе теме или содержат необходимые сведения. При вводе в ИПС каждый документ подвергается индексированию.
Рис 1. Структурная схема функционирование информационно-поисковой системы
Под индексированием понимается процесс, который состоит из двух этапов:
• определения тем, которые отражаются в данном документе,
• выражения этих тем на языке, принятом в информацион¬но-поисковой системе, и записи в виде поисковых обра¬зов, которые связываются с документом.
Для того чтобы при помощи ИПС можно было отыскать документы, соответствующие некоторому информационному запросу, сам запрос также должен быть заиндексирован. Про¬цесс поиска осуществляется путем сопоставления поисковых образов документов с поисковым образом запроса. При пол¬ном или частичном совпадении образов документ считается соответствующим запросу и выдается пользователю.
В ИС могут применяться два режима решения задач - пакетный и диалоговый.
При пакетном режиме обработки данные в системе накапли¬ваются до тех пор, пока не наступит заданный момент времени, или объем данных не превысит некоторый предел. Затем имею¬щаяся информация обрабатывается несколькими последователь¬но запускаемыми программами.
При диалоговом режиме работы происходит обмен сооб¬щениями между пользователем и системой. Роль “активного” элемента пользователь и система выполняют попеременно.
По способу распределения вычислительных ресурсов вы¬деляются локальные и распределенные ИС. Локальная сис¬тема использует одну электронно-вычислительную маши¬ну, а в распределенной системе организуется взаимодейст¬вие нескольких ЭВМ, соединенных между собой каналами связи.
Распределенная информационная система представляет собой объединение информационных систем, выполняющих собственные, не зависимые друг от друга функции, с целью коллективного использования информационных фондов и вычислительных ресурсов этих систем.
|