1.3.4. Информационные
Информационное обеспечение информационной системы – совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации, циркулирующей в организации, а также методология построения баз данных. Включает в себя показатели, справочные данные, классификаторы и кодификаторы информации, унифицированные системы документации, информацию на носителях и т.д.
Системы информационного обеспечения решают следующие задачи:
• определение потребителей информации, ее состава, периодичности циркуляции (обеспечение информационного сопровождения управленческой, производственной и других видов деятельности), форм представления (в виде диаграмм, графиков, текста, таблиц в форме, удобной для руководителей);
• определение источников информации обеспечение доступа к ней из внутренних и внешних источников;
• унификация и организация процессов и средств сбора, регис¬трации, обработки, хранения, обновления, передачи и исполь¬зования информации, распределение этих задач между подразде¬лениями;
• организация потоков информации, формирование комплекса технических средств для организации информационных потоков (информационно-телекоммуникационных систем, систем диспет¬черизации и мониторинга), развитие и создание новых информа¬ционных и телекоммуникационных технологий и поэтапное фор¬мирование единого информационного пространства организации, обеспечение управления информацией в разнородных (многоплатформных) комплексах;
• организация хранения массивов информации (разработка системы классификаторов, хранение данных и информации в уни¬фицированных форматах);
• формирование унифицированной системы документации, разработка документооборота и технологических процессов фор¬мирования документов, установление порядка их составления, оформления, регистрации, согласования и утверждения;
• формирование и эксплуатация системы взаимодействия инфор¬мационной системы и менеджеров, организация использования информации для оценки тенденций, альтернатив решений и дей¬ствий, разработки прогнозов, выработки стратегии;
• организация обратной связи — осуществление коррекции вход¬ной информации по информации, переработанной в организа¬ции;
В рамках организации, в зависимости от источника возникновения информации, выделяют внутреннюю и внешнюю информации.
Внутренние источники информации – это, как правило, внутриорганизационные подразделения. Они порождают плановую, контрольную, учетную, научно-техническую, аналитическую и другую информации. Эти информации передаются и используются в рамках следующих систем:
• транзакционных, предназначенных для операционной работы;
• внутрифирменного электронного документооборота;
• электронных хранилищ информации и документов;
• бумажного документооборота и документов на бумажных носителях.
Информация внутренней среды, как правило, точная, пол¬ная, отражает финансово-хозяйственное состояние. Ее часто можно обрабатывать с помощью стандартных формализованных процедур.
Внешняя среда — экономические и политические субъекты, действующие за пределами предприятия, и отношения с ними. Это — экономические, социальные, технологические, полити¬ческие и другие отношения предприятия с клиентами, постав¬щиками, посредниками, конкурентами, профсоюзами, государ¬ственными органами и т.п.
В качестве внешних источников информации могут выступать:
• законодательные и регулирующие органы (законы, постанов¬ления, сообщения налоговых органов и т.п.);
• клиенты и партнеры предприятия (технологическая и научно-техническая информация, содержащая научные знания, сведе¬ния об изобретениях и технологиях, информация от поставщи¬ков, потребителей, партнеров, консалтинговых фирм, банков);
• информационные агентства (общая информация о состоянии экономики и специализированная экономическая информация в информационно-аналитических материалах, специализированных журналах, газетах, ресурсах Интернета);
• конкуренты (информация о ценах, действиях и т.п.);
• органы статистического учета (информация статистических исследований).
В рамках информационного обеспечения имеются внемашинные и внутримашинные данные.
Внемашинная информационная база воспринимается человеком без технических средств – наряды, акты, накладные и т.д.
Внутримашинная информационная база содержится на носителях и состоит из файлов. Она может быть создана как совокупность отдельных файлов, каждый из которых отражает некоторое множество однородных управленческих документов (нарядов, накладных и т.п.), или как база данных. В последнем случае файлы будут зависимыми и структура одних файлов будет зависеть от структуры других, а структуры файлов базы данных не будут соответствовать структуре управленческих документов.
|