3.2.5. Разработка алгоритмов и технологии решения задачи
3.2.5.1. Словесное описание алгоритма
Алгоритм процесса организации кредитования выглядит следующим образом:
1.1. Принимаются заявление претендента на ссуду и все прилагаемые к нему документы финансовой и иной отчетности;
1.2. Определяется класс риска, к которому относится претендент на получение ссуды:
Каждый показатель эффективности оценивается по баллам;
Суммируются баллы по всем показателям, и в зависимости от ве-личины полученной суммы клиенту присваивается класс риска (см. прило-жение №);
2. Оформляется отчет, содержащий данные клиента, класс риска к ко-торому он относится (см. приложение №);
2.1. Подготавливаются и оформляются кредитный договор и договор о поручительстве или о залоге в зависимости от вида обеспечения в двух эк-земплярах:
Рассчитывается сумма процентного долга;
В зависимости от вида погашения, определяется четкий график погашения процентного и основного долга;
Заполняются поля кредитного договора и договора обеспечения кредита;
2.2. В конце рабочего дня составляется «Отчет о размещенных средст-вах филиала» (см. приложение № 10);
3.2.5.2. Схемы реализации задачи в базе данных
Технологическая схема ввода информации и решения задачи
Процесс организации кредитования включает в себя два основных этапа:
1. Определение группы риска юридического лица и оформление раз-решения на выдачу ссуды;
2. Подготовка кредитного договора и договора об обеспечении креди-та.
Определение форм ввода- вывода
Разработаны следующие формы для работы с базой данных:
1. Главная форма (см. Приложение №13). Форма появляется сразу же после загрузки базы данных. Здесь имеются кнопки для перехода во все остальные формы и просмотра отчета по размещенным средствам.
2. Клиент (см. Приложение № 14). Форма загружается после нажа-тия кнопки «Регистрация клиентов» в Главной форме. Она предназначена для внесения реквизитов юридических лиц в таблицу базы данных.
3. Анкетирование (см. Приложение № 15). Форма загружается по-сле нажатия кнопки «Произвести анкетирование клиентов» в Главной фор-ме. Здесь определяется класс риска, которому относится клиент. Для этого вводится текущая дата, выбирается из списка оцениваемый клиент, после че-го выбираются соответствующие значения показателей, и нажимается кноп-ка «Рассчитать риски». Появляется сообщение о классе риска, к которому относится клиент и отчет, отражающий результаты расчетов.
4. Договора (см. Приложение №16). Форма загружается при нажа-тии кнопки «Подготовка кредитного договора» в главной форме. После ука-зания вида обеспечения кредита нажимается кнопка «Подготовка договоров» для перехода нужную форму (В зависимости от вида обеспечения формы договоров отличаются).
5. КредитАвтомобиль(см. Приложение №17). Форма загружается при нажатии кнопки «Подготовка договоров» в форме «Договора», если вид обеспечения кредита «залог автомобиля». Здесь вносятся все реквизиты кре-дитного договора и договора о залоге автомобиля. После нажатия кнопок «Подготовка кредитного договора» и «Подготовка договора о залоге» запол-няются поля бланков соответствующих договоров.
6. КредитАкции(см. Приложение №18).Форма загружается при на-жатии кнопки «Подготовка договоров» в форме «Договора», если вид обес-печения кредита «залог акций». Здесь вносятся все реквизиты кредитного договора и договора о залоге акций. После нажатия кнопок «Подготовка кредитного договора» и «Подготовка договора о залоге» заполняются поля бланков соответствующих договоров.
7. КредитОборудование(см. Приложение №19). Форма загружается при нажатии кнопки «Подготовка договоров» в форме «Договора», если вид обеспечения кредита «залог оборудования». Здесь вносятся все реквизиты кредитного договора и договора о залоге оборудования. После нажатия кно-пок «Подготовка кредитного договора» и «Подготовка договора о залоге» заполняются поля бланков соответствующих договоров.
8. КредитПоручительство(см. Приложение №20). Форма загружа-ется при нажатии кнопки «Подготовка договоров» в форме «Договора», если вид обеспечения кредита «поручительство». Здесь вносятся все реквизиты кредитного договора и договора о поручительстве. После нажатия кнопок «Подготовка кредитного договора» и «Подготовка договора о залоге» запол-няются поля бланков соответствующих договоров.
4. Расчет эффективности внедрения ИС
К основным обобщающим показателям экономической эффективности относятся:
- годовой экономический эффект от разработки и внедрения автомати-зированной системы;
- срок окупаемости автоматизированной системы;
- расчетный коэффициент эффективности капитальных затрат;
- расчетный коэффициент управленческой эффективности;
Годовой экономический эффект определяется как разность между го-довой экономией (или годовым приростом) и нормативной прибылью.
Э = П – К * Ен , где
Э годовой экономический эффект (руб.);
П годовая экономия (или годовой прирост) (руб.);
К единовременные затраты (руб.);
Ен нормативный коэффициент эффективности капитальных вложе-ний Ен представляет собой минимальную норму эффективности капиталь-ных вложений, ниже которой они не целесообразны (Значение Ен принима-ется равным 0.2).
Произведение К * Ен следует рассматривать как нормативную при-быль, которая должна быть получена от внедрения системы.
Коэффициент эффективности капитальных затрат – представляет со-бой отношение годовой экономии (годового прироста прибыли) к капиталь-ным затратам на разработку и внедрение автоматизированной системы.
Ер = П / К, где
Ер коэффициент эффективности капитальных затрат.
Срок окупаемости затрат на внедрение модернизируемого проекта машинной обработки информации представляет собой отношение капиталь-ных затрат на разработку и внедрение автоматизированной системы к годо-вой экономии (годовому приросту прибыли).
Т = К / П, где
Т срок окупаемости капитальных затрат на внедрение автоматизиро-ванной системы (мес.).
Расчетный коэффициент управленческой эффективности представляет собой отношение требуемого времени на решение задачи до внедрения про-екта на требуемое время после внедрения.
К у=Тд/Тп, где
Тд – время, требуемое для решения задачи до внедрения проекта.
Тп - время, требуемое для решения задачи после внедрения проекта.
Расчет годового экономического эффекта предполагает предваритель-ное вычисление частных показателей, характеризующих создаваемую авто-матизированную систему.
1. Единовременные затраты
Для автоматизации процесса определения кредитоспособности клиен-та и оформления с ним договоров требуются следующие технические сред-ства:
Источник бесперебойного питания;
Рабочая станция;
Принтер;
Операционная система;
Т-коннектор.
В связи с тем, что все вышеперечисленные средства уже эксплуатиру-ются в кредитном отделе, для внедрения настоящего проекта единовремен-ными являются только затраты на разработку программного обеспечения в размере 3000 рублей (К=3000 руб.).
2. Эксплутационные расходы (в расчете на обслуживание 1 клиента в обменном пункте).
Квалификационный состав кредитного отдела выглядит следующим образом:
Заведующий отделом;
Экономист – 4 ед.
До внедрения информационной системы функциональные обязанности этих работников распределены следующим образом:
Экономист №1 – оценивает кредитоспособность всех юридических лиц, претендующих на ссуду, составляет отчет по каждому клиенту (опреде-ляет класс риска, к которому он относится).
Экономист №2 – в зависимости от формы погашения определяет чет-кие графики погашения основного и процентного долгов для юридических лиц, подготавливает бланки кредитных договоров и договоров обеспечения кредита для юридических лиц, составляет отчет по выполненным операциям в текущий день, ежедневно подготавливает отчет по размещенным средст-вам филиала по юридическим лицам.
Экономист №3 - оценивает кредитоспособность всех физических лиц, претендующих на ссуду, составляет отчет по каждому клиенту (определяет класс риска, к которому он относится).
Экономист №4 – в зависимости от формы погашения определяет чет-кие графики погашения основного и процентного долгов для физических лиц, подготавливает бланки кредитных договоров и договоров обеспечения кредита для физических лиц, составляет отчет по выполненным операциям в текущий день, ежедневно подготавливает отчет по размещенным средствам филиала по физическим лицам.
В результате внедрения настоящего проекта, функции первых двух экономистов будут выполняться автоматически, что приведет к значитель-ной экономии времени. От эксперта требуется только заполнение необходи-мых полей формы Access, чтобы формировались все необходимые отчеты. Значительное сокращение вручную выполняемых функций исключает не-обходимость наличия двух экономистов для организации кредитования юри-дических лиц.
Заработная плата одного экономиста в месяц при ручном оформлении – 6200 руб./месяц.
1. Годовой экономический эффект (руб.) равен
Э = П – К * Ен
Э = (412176 – 309132) -3000* 0.2 = 102444 (руб.)
2. Коэффициент эффективности капитальных затрат
Ер = П / К
Ер = 103044 / 3000 = 34,348
3. Срок окупаемости капитальных затрат на внедрение автоматизи-рованной системы (мес.)
Т = К / П
Т = 3000 / 103044 = 0,03 (года)
4. Расчетный коэффициент управленческой эффективности
Ку = Тд / Тп
Ку = 3,8 / 0,92 = 4,13 (чел./час.)
|