2.2.2. Ресурсы информационной системы
Понятие системы, накладываясь на реальную действительность, очер¬чивает какую-то ее часть, что позволяет изучать свойства этой части и пред-ставлять ее в виде информационных и других моделей. Используя системный подход, можно сказать, что экономическая информационная система, как и вся-кая другая система, состоит из элементов, находящихся в определенных от¬ношениях друг с другом. Множество этих отношений совместно с эле¬ментами образуют структуру системы. Таким образом, экономическая информационная система - это часть реальной действительности, представленная в виде множе-ства элементов и отношений между ними.
Наиболее общим разделением подсистем экономической информацион-ной системы является выделение обеспечивающей и функциональной частей. Они представлены на рис. 2.1.
Функциональная часть информационной системы обеспечивает выполне-ние задач, для которых и предназначена информационная система. Фактически здесь содержится модель системы управления организацией. В рамках этой части происходит трансформация целей управления в функции, функции – в подсистемы информационной системы. Подсистемы реализуют задачи.
Подсистема – это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.
Обычно в информационной системе функциональная часть разбивается на подсистемы по функциональным признакам:
уровень управления (высший, средний, низший);
вид управляемого ресурса (материальный, трудовой, финансовый и т.п.);
сфера применения (банковская, фондового рынка);
функции управления и период управления.
Обеспечивающая часть информационной системы состоит из информа-ционного, технического, математического, программного, организационного и других видов обеспечений.
Информационное обеспечение информационной системы представляет собой совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам ор-ганизации информации, циркулирующей в организации, а также методология построения баз данных. Включает в себя показатели, справочные данные, клас-сификаторы и кодификаторы информации, унифицированные системы доку-ментации, информацию на носителях и т.д. [2]
Любая система управления имеет дело с двумя видами информации: внешней (информация о внешней среде) и внутренней (циркулирующей между управленческим аппаратом и объ¬ектом управления). Эти виды информации хранятся на своих носителях, составляя информа¬ционную базу, на основе кото-рой функционирует информационная система. Информационная база состоит из двух взаимосвязанных частей: внемашинной (информационная база воспри-нимается человеком без технических средств – наряды, акты, накладные и т.д) и внутримашииной.
Внутримашинная информационная база содержится на машинных но¬сителях и состоит из файлов. Она может быть создана либо как множество ло-кальных, т.е. независимых, файлов, каждый из которых отражает неко¬торое множество однородных управленческих документов (например, накладных), либо как база данных. Разница состоит в том, что при созда¬нии базы данных файлы не являются независимыми, ибо структура одних файлов (состав полей) зависит от структуры других. Это служит причи¬ной несоответствия структуры файлов базы данных структуре управлен¬ческих документов, на основе которых эти файлы создаются. Файлы базы данных разрабатываются с соблюдением оп-ределенных принципов и ори¬ентацией на одну из моделей базы данных (реля-ционную, иерархическую, сетевую). Файлы обрабатываются с помощью специ-ального программно¬го обеспечения - систем управления базами данных (СУБД). [1]
Все документы, имеющие отношение к информационной системе, а также файлы внутримшинной информационной базы делятся на входные и результат-ные.
Состав внутримашинной базы определяется исходя из информацион¬ных потребностей каждого уровня управленческого аппарата.
К информационному обеспечению управленческой деятельности предъ-являются следующие требования:
удовлетворение информационных потребностей органов управления;
правильный отбор первичных сведений и источников информации;
правильная систематизация и классификация информации;
непрерывность процесса сбора и переработки информации;
проверка корректности (непротиворечивости данных);
многократное использование информации;
приведение к общему формату информации;
фильтрация, агрегирование и актуализация информации;
уменьшение числа показателей и объемов информационных потоков (числа документов и объема документооборота).
Организация информационного обеспечения управленческой деятельно-сти предполагает наличие совокупности соответствую¬щих технологий, осно-ванных на использовании тех или иных средств сбора, передачи, обработки, хранения и представления информации в процессе управленческой деятельно-сти. В зависи¬мости от преобладания каких-либо из перечисленных информа¬ционных процессов, их интенсивности и значимости выбираются соответст-вующие технические средства их реализации.
Техническое обеспечение – это комплекс технических средств, пред¬назначенных для работы информационной системы, а также со¬ответствующая документация на эти средства и технологические процессы. К техническим средствам информационной системы относят¬ся компьютеры, средства комму-никаций и оргтехника.
Современные технические средства по своему составу и функ¬циональным возможностям весьма разнообразны и покрывают весь спектр по-требностей в организации и информационном обслу¬живании управления. В це-лом рассматриваемые технические сред¬ства можно разбить на следующие группы:
Средства компьютерной техники предназначены в основном для реализа-ции комплексных технологий обработки и хранения информации и являются базой интеграции всех современных тех¬нических средств обеспечения управ-ления.
Средства коммуникационной техники служат главным обра¬зом для реа-лизации технологий передачи информации и предпо¬лагают функционирование как автономное, так и в комплексе со средствами компьютерной техники.
Средства организационной техники позволяют реализовать тех¬нологии хранения, представления и использования информации, а также выполнять раз-личные вспомогательные операции в рамках тех или иных технологий инфор-мационной поддержки управленческой деятельности.
Техническое обеспечение предполагает также объединение компьютеров в единую вычислительную сеть. В локальных вычислительных сетях (ЛВС) из-вестно несколько режимов работы. Наиболее простой режим не предполагает специально выделенного компьютера, ресурсы которого распределяются между другими машинами. Каждая ЭВМ имеет свои собственные ресур¬сы и ресурсы, предоставляемые другим компьютерам. Второй ре¬жим предусматривает выде-ление отдельного компьютера для обслужи¬вания сетевых программ и других компьютеров. Только на этой машине могут находиться общие программы и базы данных. Такой компьютер называется файл-сервером либо клиент-сервер.
Кроме того, структура информационной системы включает математиче-ское и программное обеспечение.
Математическое обеспечение — совокупность математических ме¬тодов, моделей, алгоритмов обработки информации, используемых при решении задач в информационной системе (функциональных и автоматизации проектирования информационных систем).
К средствам математического обеспечения относятся:
средства моделирования процессов управления;
типовые задачи управления;
методы математического программирования, математической стати-стики, теории массового обслуживания и др. [2]
Программное обеспечение — совокупность программ для реали¬зации целей и задач информационной системы. Оно включает системные и специ¬альные программные продукты, прикладное программное обеспече¬ние, а также техническую документацию.
Системные программные средства предназначены для обеспе¬чения дея-тельности компьютерных систем как таковых.
Специальное программное обеспечение представляет собой со¬вокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы. В его состав входят пакеты прикладных программ, реализующие разработан-ные модели и отражающие функционирование реального объекта, а также про-граммы, ори¬ентированные на пользователей и предназначенные для решения типовых задач обработки информации. Они позволяют расширить функцио-нальные возможности компьютеров, контроля и управ¬ления процессом обра-ботки данных.
Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, эко¬номико-математическую модель задачи, контрольные примеры.
Методическое и организационное обеспечение:
Совокупность методов, средств и документов, регламентирующих взаи-модействие персонала информационной системы с техническими сред¬ствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации ин¬формационной системы.
Это различные методические и руководящие материалы по ста¬диям раз-работки, внедрения и эксплуатации информационной системы (предпроектного обследования, технического задания, технико-экономического обоснования, разработки проектных ре¬шений, выбора автоматизируемых задач, типовых проектных ре¬шений пакетов прикладных программ, внедрения и эксплуатации информационной системы).
Организационное обеспечение реализует следующие функции:
анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться информационная система, и выявление за¬дач, подле-жащих автоматизации;
подготовку задач к решению на компьютере, включая техни¬ческое за-дание на проектирование информационной системы и технико-экономическое обоснование ее эффективности;
разработку управленческих решений по составу и структуре организа-ции, а также методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.
Эргономические условия — документация, содержащая различ¬ные эрго-номические требования к рабочим местам, информаци¬онным моделям, услови-ям деятельности персонала, набор спосо¬бов их реализации. Цель — обеспече-ние высокой эффективности работы персонала.
Обучение и сертификация персонала — учебно-методическая документа-ция и набор требований к уровню подготовки персона¬ла, формирование систе-мы отбора и подготовки персонала.
|