1.5.4. Повышение эффективности маркетинга
В сложных нынешних экономических условиях основной проблемой на предприятиях является сбыт продукции и его устойчивость. Как привлечь Клиента к продукции предприятия? Как определить тенденции рынка и спрогнозировать спрос, цены и, в целом, — свое будущее? Как активно воздействовать на Клиентов и конкурентов и управлять рынком? Создание разветвленной системы маркетинга на предприятии позволяет решить эти и множество других вопросов именно силами предприятия.
Управление экономикой и финансами предприятия невозможно без хорошо работающих маркетинговых служб. Необходимо всегда держать руку на пульсе рынка. Надо всегда знать какие соотношения цены, качества, сервиса и объема продаж существуют на рынке, каковы его тенденции и объемы, что предпринимают конкуренты, в чем они сильнее или слабее. Перед тем, как тратить немалые деньги на рекламу, неплохо бы понять, а будет ли эффект от нее. Если предприятие собирается расширяться в регионы, то необходимо всегда знать положение в каждом из них.
Можно определить функции и задачи маркетинга, которые способны повысить эффективность работы всего предприятия. Функции маркетинга должны выполнятся не сами по себе, не по желанию нового специалиста по маркетингу, они должны стать неотъемлемой частью бизнес-процесса предприятия. Если в бухгалтерии или финансово-экономической службе накапливается информация об экономических успехах предприятия, то служба маркетинга должна изучать и анализировать результаты деятельности предприятия в разрезе предпринимаемых им действий на рынке. Она должна изучать и оценивать эффективность всех мероприятий, связанных с продвижением товаров и услуг к конечному потребителю.
Кроме того, отдел маркетинга должен собирать и анализировать информацию о рыночном окружении предприятия: потребители, поставщики, конкуренты, властные органы. Т.е. главной задачей маркетологов на предприятии нужно сделать сбор, анализ и накопление внутренней информации о результатах рыночной деятельности предприятия и внешней информации о рынке
Чтобы повысить эффективность деятельности предприятия за счет маркетинга, необходимо:
1. Определить функции маркетинга, необходимые предприятию, способные улучшить его деятельность;
2. Внедрить новые функции маркетинга в бизнес-процесс предприятия;
3. Сделать отдел маркетинга центром информации предприятия о рынке и результатах деятельности;
Пересмотреть подход к планированию, вовлечь отдел маркетинга в процесс планирования.
Методы маркетинговой деятельности, позволяющие повысить эффективность работы предприятия заключаются в том, что проводится:
Анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входят рынки, источники снабжения и многое другое. Анализ позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или создающие препятствие этому. В результате анализа формируется банк данных для принятия обоснованных маркетинговых решений.
Анализ потребителей, как актуальных (действующих, покупающих продукцию предприятия), так и потенциальных (которых еще требуется убедить стать актуальными). Данный анализ заключается в исследовании демографических, экономических, географических и иных характеристик людей, имеющих право принимать решение о покупке, а также их потребностей в широком смысле этого понятия и процессов приобретения как нашего, так и конкурирующего товаров.
Изучение существующих и планирование будущих товаров, то есть разработка концепций создания новых товаров и/или модернизации старых, включая ассортимент их и параметрические ряды, упаковку и т.д. Устаревшие, не дающие заданной прибыли товары, снимаются с производства и экспорта.
Планирование товародвижения и сбыта, включая создание, если это необходимо, соответствующих сбытовых сетей со складами и магазинами, а так агентских сетей.
Обеспечение формирование спроса и стимулирования сбыта путем комбинации рекламы, личной продажи, престижных некоммерческих мероприятий («паблик рилейшнз») и разного рода экономических стимулов, направленных на покупателей, агентов и непосредственных продавцов.
Обеспечение ценовой политики, заключающейся в планировании систем и уровней цен на экспортируемые товары, определении «технологии» использования цен, сроков кредита, скидок и т.д.
Удовлетворение технических и социальных норм страны, импортирующей товары предприятия, что означает обязанность обеспечить должные уровни безопасности использования товара и защиты окружающей среды; соответствие морально-этическим правилам; должный уровень потребительских свойств товара.
Управление маркетинговой деятельностью (маркетингом) как системой, т.е. планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы предприятия, оценка рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений.
1.5.5. Оптимизация организационных структур
В рамках данного направления, прежде всего надо обратить внимание на то, что в социальных или экономических системах возникает определенная упорядоченность, иерархичность. Причины появления какой-либо организационной структуры, в частности управленческой иерархии, в общем, понятны: случайность и неопределенность в сочетании с огромным объемом информации, требующей переработки, с относительно небольшой скоростью ее переработки - все это делает невозможным проведение необходимой работы в каком-то одном центре. Эту организационную и аналитическую работу нельзя делать независимо параллельным образом, так как ее различные части взаимосвязаны и взаимозависимы. В итоге возникает иерархия некоторых организационных единиц.
Нижний уровень иерархии, который непосредственно соприкасается с неопределенными факторами текущих дел и ситуаций, имеет об этих факторах более полную и своевременную информацию по сравнению с вышестоящими уровнями. Если на нижнем уровне есть некоторая свобода выбора в принятии решений, то их самостоятельные действия в условиях небольших внешних возмущений могут быть более эффективными, чем указания, поступающие сверху с запаздыванием. Но «верх» имеет представление о стратегической, более долгосрочной цели, располагает менее пoдробной, но обобщенной информацией, знает о том, что происходит во всех ячейках нижних уровней, способен лучше оценить и парировать существенные воздействия внешних неблагоприятны факторов. Таким образом, возникает необходимость определить разумную меру сочетания централизации и децентрализации.
Один из аспектов оптимизации организационной структуры связан с тем, что каждый новый уровень иерархии, и каждый новый орган иерархии с момента своего появления обретают собственные цели, начинают решать какие-то свои задачи. Соединениями этих целей, сочетание задач, гармонизация общей деятельности организации — это очень сложная как в практическом, так и в теоретическом плане задача.
Для формализованного описания и анализа интересов и действий участников очень удобен аппарат теории игр, удобно рассматривать взаимодействие сторон как какую-то игру. Иногда ситуация может быть описана в рамках какой-либо из игр, иногда получается игра многих лиц специальной структуры или сочетание нескольких типов игр.
Математический аппарат, используемый при анализе иерархи¬ческих структур, достаточно сложен, поэтому ограничимся пере¬числением некоторых результатов, полученных разными авторами.
Достаточно подробно изучена двухуровневая иерархия, извест¬но, каким должно быть оптимальное поведение верхнего уровня при разных гипотезах поведения нижнего уровня, проведен ана¬лиз такого поведения верхнего уровня, как блеф при объявлении им возможных наказаний для нижнего уровня.
Есть результаты и при моделировании многоуровневой иерар¬хии, они, конечно, не менее сложные и громоздкие, чем те, кото¬рые получены для двухуровневой иерархии.
Полученные результаты могут применяться для решения раз¬личных экономических задач, например:
выбор определенного экономического механизма (назначе¬ние центром цен на продукцию, осуществление фиксированных выплат по результатам труда или выделение ресурсов);
стимулирование производства (центр хочет побудить произ¬водителей полнее использовать свои возможности по улучшению качества, интенсификации производства, совершенствованию тех¬нологии, улучшению системы управления и так далее);
вскрытие центром возможностей производителя (цель игры центра с производителем состоит в данном случае в том, чтобы выявить максимальные возможности производителя);
моделирование соревнования (анализируется, как в случае по¬ощрения центром каждого производителя в зависимости от достиже¬ний остальных соревнующихся, а не от его абсолютных результатов, ведут себя производители, плюсы и минусы такого подхода).
|