Финансы выражают общественные отношения, большое разнообразие которых характерно в условиях рынка. Однако, это разнообразие не исключает наличие между ними общих черт:
- все финансовые отношения осуществляют распределение ВВП и НД;
- все финансовые отношения участвуют в формировании фондов и денежных средств, в использовании их;
- все финансовые отношения контролируют и регулируют распределительный процесс.
Однако, наличие общих признаков в сущности всех финансовых отношений не исключает определенных различий между ними. Именно такие специфические признаки позволяют сгруппировать отдельные финансовые отношения в определенные сферы и звенья. Каждая из них отмечается особыми формами формирования и использования. В общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы:
а) финансы предприятий, учреждений и организаций;
б) страхование;
в) государственные финансы.
Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем, группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов, соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.
Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.
Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций; межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.
Каждое звено финансовой системы, в свою очередь, подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др.
Финансовая система РФ включает в себя следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды имущественного и личного страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности
Основной задачей общегосударственных финансов является концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование социальных, управленческих, правоохранных, военных и производственных функций. Они формируются, главным образом, из налоговых, таможенных и прочих платежей, а также доходов, полученных от размещения государственных финансовых ресурсов и от реализации государственных ценных бумаг, от реализации государственного имущества или от сдачи его в аренду.
Финансы страхования предназначаются для формирования специального фонда, средства которого могут быть направлены для устранения последствии различных страховых случаев, на частичное или полное возмещение убытков, полученных хозяйствующими субъектами в ходе осуществления ими своих функций. Эти финансы формируются за счет страховых взносов.
Финансы предприятий являются основным звеном финансовой системы, т.к. именно они играют главную роль в формировании и финансов страхования, и финансов государства. Их задача заключается в формировании денежных фондов предприятия и в управлении ими в целях осуществления своей производственно-хозяйственной деятельности, финансовой деятельности, получении прибыли и обеспечении своей финансовой устойчивости.
Все финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, за счет которых обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на макроуровне (рис.2.6.).
В сферу финансов предприятий, учреждений, организаций (ФПУО) входят:
а) финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;
б) финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность;
в) финансы общественных организаций (профсоюзы, религиозные общества и т.д.)
ФПУО выражают денежные отношения по созданию, распределению и использованию денежных средств, предназначенных для выполнения обязательств перед финансово-банковской сферой и для финансирования затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию, материальному стимулированию работающих.
ФПУО формируют фундамент экономики общества, т.к. здесь создаются материальные и нематериальные блага.
В рамках сферы ФПУО концентрируются преобладающая часть материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивая тем самым процесс расширенного воспроизводства в обществе.
Некоммерческая деятельность не преследует цель получения определенных доходов. Но эти доходы используются на развитие самого учреждения. Источниками финансовых ресурсов некоммерческих учреждений являются:
— бюджетные средства;
— средства внебюджетных государственных фондов;
— средства населения;
— денежные отчисления различных коммерческих структур, поступления средств за работы и услуги, выполненные в
соответствии с договорами;
— выручка от реализации продукции, включая средства от продажи билетов на массовые мероприятия;
— выручка от сдачи имущества в аренду;
— доходы от подготовки кадров (переподготовку, повышение квалификации и т.п.).
ФОО (финансы общественных объединений) включают в себя:
· финансы общественных, в том числе, профорганизаций;
· финансы политических и общественных движений;
· финансы специальных целевых фондов;
· финансы благотворительных фондов.
Общественное объединение — это добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединенных на основе общности их интересов.
Финансово - хозяйственная деятельность общественных организации
сочетает 2 способа использования финансовых ресурсов: самоокупаемость и сметное финансирование.
Страхование - совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектом хозяйствования, или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев.
В настоящее время на страховом рынке РФ действует около 2000 страховых компаний. На фоне стихийных бедствий, спада производства, политической нестабильности все большее значение приобретает имущественное, личное, социальное страхование, страхование предпринимательских рисков и страхование ответственности. Ведущую роль занимают компании «РосГосСтрах», «Ингосстрах», «Росно» и др.
Сфера государственных финансов состоит из следующих звеньев:
· государственный бюджет;
· государственный кредит.
· внебюджетные фонды.
Государственные финансы — денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворение социально - культурных потребностей общества, нужд обороны и управления.
Государственный бюджет - главное звено финансовой системы, представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти, является основным финансовым планом страны, утверждается Федеральным собранием как закон. Через государственный бюджет государство концентрирует значительную долю национального дохода для финансирования отраслей народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления.
Государственный кредит — денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов.
Государственный кредит может быть в форме государственных займов и казначейских ссуд. Кредиторами выступают юридические и физические лица, а заемщиком - государство в лице его органов. Необходимость использования государственного кредита обусловлено невозможностью удовлетворения потребностей общества только за счет бюджетных доходов.
В государственные финансы входит еще одно звено – внебюджетные фонды.
Внебюджетные фонды — специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно используемых на основе организационной самостоятельности фондов.
Источниками формирования внебюджетных фондов являются:
·специальные целевые налоги, займы и доходы от проведения денежно -вещевых лотерей;
·субсидии из бюджета;
·дополнительные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы;
·добровольные взносы и пожертвования.
Внебюджетные фонды гарантируют целевое использование ресурсов в полном объеме их поступления и своевременное финансирование важнейших социальных мероприятий; они выполняют роль финансового резерва, к которому прибегают государственные власти в случае финансовых затруднений. Цель внебюджетных фондов - стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики.
Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных властей. Они финансируют расходы, не включаемые в бюджет, формируются за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчисления во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.
|