.
Экспресс-кредиты в WMZ, до 100 WMZ в автоматическом режиме!

    Главная arrow Сущность ВФ

Курс валют

Финансы

Предпосылки
Необходимость
Соц.сущность
Функции финансов
Российский путь
Экономическая сущность
Характеристика
Сущность ВФ
Источники ВФ
ПФР
ФСС
ФОМС
ФЦФВМСБ
ФИЖС
Дорожный фонд
Управление финансами
Объекты и субъекты
Элементы управления
Органы управления
Этапы планирования
Организация планирования
Финансовый менеджмент
Структура управления
Финансовые инструменты
Методы ФМ
Финансовые АСУ
Финансовая политика
Виды фин.политики
Типы и формы ГФП
Финансовая стратегия
Компоненты ФГП
Современная ФП
Финансовый контроль
Задачи ФК
Принципы ФК
Объекты и субъекты ФК
Виды ФК
Финансы предприятий
Функции финансов предприятия
Принципы организации финансов предприятия
Источники фин.ресурсов
Предприятие и бюджет
Фирма и внебюджет
Фирма и банки
Оборотные средства
Структура оборотных ср-в
Нормирование оборотных ср-в
Источники об-х средств
Определение потребности
Основные фонды
Состав осн.фондов
Оценка осн.фондов
Амортизация осн.фондов
Показатели использования
Прочие активы
Пути улучшения
Финансы населения
Бюджет домохозяйства
Доходы и расходы
Государственные финансы
Состав ГФ
Частный сектор
Внебюджетные фонды
Финансы ГП
Госкредит
Территориальные финансы
Роль тер.финансов
Правовые основы
Состав тер.финансов
Доходы тер.бюджетов
Статьи расходов ТФ
Бюджет
Бюджетная система РФ
Принципы БС
Бюджетная классификация
Бюджетный процесс
Звенья БС
Бюджетная политика РФ
Бюджетный дефицит
Государственный долг
Страхование
Сущность страхования
Классификация страхования
Страховой рынок
Деньги
Денежные реформы
Функции денег
Денежное обращение
Денежная система
Методы регулирования ДО
Эмиссия денег
Налоги

Разное

.
Сущность ВФ

 

Централизованные и децентрализованные внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ

 

Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность
финансовых   средств,   находящихся   в   распоряжении   центральных   или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные фонды появились задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства  (бюджета)  в виде специальных фондов   и   особых   счетов. С   расширением   деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства их покрытия концентрировались в особых фондах и были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом, наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов.

Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других-  избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими.

С  укреплением  централизованного  государства  начинается  период унификации фондов. На базе объединения различных фондов был создан государственный   бюджет,   который   после   рассмотрения   и   утверждения  парламентом стал законом, и потому   обязательным к исполнению.

С переходом России к рыночной экономике появлялась необходимость в создании внебюджетных фондов. Основными причинами образования этих фондов является необходимость:

                     социальной защиты населения в условиях спада производства , роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;

                     целевого использования средств этих фондов;

                     оперативного  решения   социальных  проблем,   что в силах  сделать внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении исполнительных органов власти;

                     новых   методов   перераспределения   средств   в   условиях   перехода   к рыночной экономике;

                     финансирования территориальных нужд.                

На основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного планирования в РСФСР» от 10 октября 1991 года органы власти в рамках законодательства РСФСР могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.

Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируются принципы функционирования. В современных условиях повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин. Во - первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки    предпринимательства,    особенно    в    условиях   нестабильной экономики. Во - вторых, эти фонды, будучи автономными от бюджета, предназначались для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства. В – третьих, внебюджетные фонды могут при определенных условиях использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита.

Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

·                   запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;

·                  денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

·         формируются,   в   основном,  за  счет  обязательных   отчислений юридических и физических лиц;

·                   страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при   их   уплате,   имеют  налоговую   природу,   тарифы   взносов   устанавливаются  государством и являются обязательными;

·                   на отношения, связанные с исчислением, уплатой   и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»;           

·                   денежные    ресурсы    фонда    находятся    в    государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

·                   расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФ или специально уполномоченного на то органа (правление фонда).

Внебюджетные фонды - форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.*

В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные  фонды подразделяются на фонды экономического и социального назначения.


 

* Финансы и кредит: Учебное пособие/ Под ред. проф. А.М.Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2006, с.55

При использовании материалов с данного сайта ссылка на ресурс обязательна