.
Экспресс-кредиты в WMZ, до 100 WMZ в автоматическом режиме!

    Главная arrow Финансовая политика

Курс валют

Финансы

Предпосылки
Необходимость
Соц.сущность
Функции финансов
Российский путь
Экономическая сущность
Характеристика
Сущность ВФ
Источники ВФ
ПФР
ФСС
ФОМС
ФЦФВМСБ
ФИЖС
Дорожный фонд
Управление финансами
Объекты и субъекты
Элементы управления
Органы управления
Этапы планирования
Организация планирования
Финансовый менеджмент
Структура управления
Финансовые инструменты
Методы ФМ
Финансовые АСУ
Финансовая политика
Виды фин.политики
Типы и формы ГФП
Финансовая стратегия
Компоненты ФГП
Современная ФП
Финансовый контроль
Задачи ФК
Принципы ФК
Объекты и субъекты ФК
Виды ФК
Финансы предприятий
Функции финансов предприятия
Принципы организации финансов предприятия
Источники фин.ресурсов
Предприятие и бюджет
Фирма и внебюджет
Фирма и банки
Оборотные средства
Структура оборотных ср-в
Нормирование оборотных ср-в
Источники об-х средств
Определение потребности
Основные фонды
Состав осн.фондов
Оценка осн.фондов
Амортизация осн.фондов
Показатели использования
Прочие активы
Пути улучшения
Финансы населения
Бюджет домохозяйства
Доходы и расходы
Государственные финансы
Состав ГФ
Частный сектор
Внебюджетные фонды
Финансы ГП
Госкредит
Территориальные финансы
Роль тер.финансов
Правовые основы
Состав тер.финансов
Доходы тер.бюджетов
Статьи расходов ТФ
Бюджет
Бюджетная система РФ
Принципы БС
Бюджетная классификация
Бюджетный процесс
Звенья БС
Бюджетная политика РФ
Бюджетный дефицит
Государственный долг
Страхование
Сущность страхования
Классификация страхования
Страховой рынок
Деньги
Денежные реформы
Функции денег
Денежное обращение
Денежная система
Методы регулирования ДО
Эмиссия денег
Налоги

Разное

.
Финансовая политика

 

Финансовая политика как инструмент регулирования экономики

8.1. Понятие, сущность, цели и задачи финансовой политики

В последние годы вопросам проведения государственной финансовой политики и проблемам финансового регулирования экономики переходного периода посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства мнений по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

Так, крупные западные экономисты не дают четкого определения  финансовой политики. Например, Фишер, Дорнбуш и  Шмалензи  не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие, подчеркивая, что фискальная политика представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов. Аналогично рассматривают  указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности, Кэмпбелл Р., Макконелл и Стэнли Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики. Несомненно, такая трактовка вызывает ряд неопределенностей в сознании сущности финансовой политики.

Марксисты видят под финансовой политикой, в первую очередь, совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны. В марксисткой трактовке финансовой политики  нет полной четкости, так как сфера действия фискальной политики практически совпадает с областью финансовой политики, в обоих случаях представляя собой совокупность государственных мер по регулированию и распределению финансовых ресурсов.

Большой вклад в понимание сущности финансовой политики сделали работы отечественных экономистов. Профессор В.В. Лавров, раскрывая суть финансовой политики, отмечал ее связь с учетом и контролем  за производством, количеством труда и распределением продуктов. Другой экономист, И.В.Левчук, отмечает, что эта политика призвана создать правильное сочетание централизованного и демократического в управлении распределением и использованием финансовых ресурсов. Интересна трактовка финансовой политики, данная В.С. Павловым. Он связывает финансово-кредитную политику с условиями реального финансово-экономического положения страны, направлениями и методами перестройки финансово-кредитной системы. Весьма полное исследование настоящего вопроса дает М.К.Шереметьев в своей работе «Финансы СССР». Автор дает два определения ее содержания: как основные направления деятельности государства в области использования финансов и как концентрированное выражение финансов.

Ряд авторов финансовую политику определяет как «совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций»* Другими словами, финансовая политика рассматривается как определенная деятельность государственных органов, связанная с использованием финансовых отношений для выполнения своих функций государством. Такая  трактовка таит в себе ряд опасностей. Дело в том, что функции и зада­чи государства видоизменяются, трансформируются в соответствии с господствую­щими в обществе представлениями о роли государства в развитии народного хо­зяйства. Так, например, вопросы государственного  вмешательства в экономику России, выравнивания социально-экономических условий жизнедеятельности насе­ления и многие другие вопросы, определяющие функции и задачи государства, до сих пор остаются дискуссионными.

Далее, использование финансовой политики только как средства (инстру­мента) выполнения функций государства неизбежно ведет к конфликту интере­сов государственных органов власти, органов местного самоуправления с други­ми субъектами финансовой системы, а именно с хозяйствующими субъектами и населением страны. Например, область взаимоотношений государства и наемных работников в части оплаты труда. Если в развитых странах минимальный размер оплаты труда наемного работника привязан к величине прожиточного миниму­ма, то в России минимальный размер оплаты труда используется преимущест­венно как некий норматив при установлении государством различных плате­жей, в том числе, штрафов, и никоим образом не увязан собственно с прожи­точным минимумом граждан России. Самоустранение государства от регулирования доходов населения способствовало огромной дифференциации в уровнях оплаты труда между высокооплачиваемыми и низкооплачиваемыми ка­тегориями наемных работников, стало причиной того, что значительная часть населения страны оказалась за чертой бедности.

     Из изложенного выше можно сделать по крайней мере два вывода. Во-первых, государственная финансовая политика должна выступать средством решения социально-экономических задач  общества, а не быть инструментом  достижения целей тех или иных органов власти, преследующих собственные интересы. Во-вторых, финансовая политика государства........................... должна учитывать интересы всех субъектов финансовой системы, а не только органов государственной власти.

Другие авторы рассматривают финансовую политику как часть экономической  политики государства, представляющую собой совокупность бюджет­но-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномо­чиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной эко­номической политики»*. Данное определений не раскрывает сущности финансовой политики, а описывает механизм, инструменты ее реализации. Дело в том, что финансовый ме­ханизм является лишь частью финансовой политики, с помощью которого осу­ществляется непосредственное управление финансами.

По мнению С. Ю. Витте, ключевая особенность финансовой политики со­стоит в том, что она «...должна быть направлена на всемерное содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны. Такая полити­ка может дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножая источники государственных доходов»**

Итак, совокупность государственных мероприятий по использования финансовых отношений для выполнения государством своих функции представляет собой финансовую политику.

Существуют и другие определения финансовой политики:

Финансовая политика - это составляющая часть экономической политики государства, в которой  конкретизируются главные направления развития хозяйства страны, т.е. финансовая политика определяет источники и направления использования финансовых ресурсов и разрабатывает финансовые методы, стимулирования и регулирования социальных, экономических, политических процессов.

 Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов с последующим распределением и  использованием их для выполнения  функции государства..

Действительно, такие  определения финансовой политики подтверждаются ее основными целями:

-              повышение  эффективности использования финансовых ресурсов;

-              оздоровление структурной перестройки экономики: повышение в общем объеме доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочение денежного обращения и в перспективе восстановление конвертируемого рубля;

-              достижение более высокого уровня населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства;

-              наибольшая мобильность финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей общества.

Наряду с государственной финансовой политикой существует и финансовая политика предприятий, представляющая собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса.

Целями финансовой политики предприятия могут быть:

а) выживание предприятия в ус­ловиях конкурентной борьбы;

б) избежание банкротства и крупных финансовых неудач;

в) лидерство в борьбе с конкурентами;

г) максимизация рыноч­ной   стоимости   предприятия;  

д)   устойчивые   темпы   роста   экономического  потенциала   предприятия;    

е)    рост   объемов    производства   и   реализации;

ж) максимизация прибыли;

з) минимизация расходов;

и) обеспечение рентабельной деятельности и т. д.

Приоритетность той или иной цели финансовой политики предприятия пре­допределяется прежде всего целями ведения бизнеса. Для достижения поставленной цели используется соответствующий финансовый механизм.

Можно следующим образом сформулировать основные задачи финансовой политики:

1)  обеспечение    условий    для    формирования    максимально    возможных финансовых ресурсов;

2)                      установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;

3)                      организация    регулирования    и     стимулирования     экономических    и социальных процессов финансовыми методами;

4)                      выработка  финансового  механизма  и  его  развитие  в  соответствии  с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5)                      создание   эффективной   и   максимально   деловой   системы   управления финансами.

Финансовая политика - составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяются общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально - экономических процессов.


 

*  Финансы и кредит: Учебное пособие / Под ред.А. М.Ковалевой – М.: Финансы и статистика, 2006, с.36.

 

* Финансы и кредит: Учебное пособие / Под ред.А. М.Ковалевой – М.: Финансы и статистика, 2006, с.36.

** Министерство финансов. 1802-1902 гг. Часть II. СПб., 1902. с.315.

 

При использовании материалов с данного сайта ссылка на ресурс обязательна